Бороться против насилия и социальной несправедливости и за уважение к человеческой жизни — задача не только правозащитников и сотрудников благотворительных организаций. Уличные художники тоже часто становятся солдатами этой войны: для того чтобы увидеть их работы, не нужно ходить в галереи, и от этого сообщение, которое они хотят передать, доступно всем желающим.
Если, конечно, их граффити не закрасят, а их самих не обвинят в вандализме.
За многие годы своей «уличной карьеры» Бэнкси создал сотни граффити. Многие из них — откровенно политические, отчего многие считают автора не художником, а политическим активистом. Люди, рассматривая его работы, могут увидеть свою жизнь совсем в других красках. И это беспокоит многих представителей власти. «Мы озабочены тем, что уличное искусство Бэнкси прославляет то, что по сути является вандализмом», — считает, например, Диана Шекспир, представитель организации Keep Britain Tidy, борющейся за чистоту стен.
Работы Бэнкси часто недолговечны, несмотря на то что это самый известный в мире граффитист с узнаваемым стилем. Его работы тиражируют на футболках и в репродукциях, для того чтобы увидеть их, многие преодолевают тысячи километров. Если такая фантазия придет в голову и вам, читайте, где его работы точно есть.
Cash machine girl (перекресток Розбери-Авен и Эксмут-маркет, Лондон, Великобритания)
Изображение девочки, которую затягивает в банкомат роботизированная рука, появилось еще в 2007 году: считается, что «Девочка из банкомата» говорит о беспечности британских банков в то время. Почти десять лет назад «пугающее» число банков, магазинов и государственных ведомств Великобритании не обеспечивали адекватную защиту персональной информации. Сейчас работу можно увидеть не полностью: ее «прикрывают» две белые полоски краски.
Shop Till You Drop (Брутон-Лэйн, Лондон, Великобритания)
«Покупай, пока не рухнешь»: женщину, падающую с тележкой из супермаркета, можно увидеть на стене большого заброшенного офисного здания на Брутон-Лэйн (на восток от Гайд-парка). Сообщение, которое пытался донести художник в 2011 году, понятно каждому: пора перестать бездумно потреблять. К 2016 году стало понятно, что люди и правда делают покупки гораздо осознанней, но причина тому — экономический кризис.
Graffiti Painter (пересечение Кембридж-Гарденс и Портобелло-Роуд, Лондон, Великобритания)
В работе «Граффитист» Бэнкси смешал два своих стиля: трафарет и обычное граффити. Благодаря этому контрасту его работа зацепила многих людей. Именно в этой простоте линий наблюдалась какая-то утонченность и изысканность: если художник и должен оставить после себя хотя бы один автопортрет, то этот может считаться собирательным автопортретом всех уличных героев с баллонами краски.
Mild Mild West (пересечение Четенхэм-Роуд и Стокерс-Крофт, Лондон, Великобритания)
Одной из самых ранних работ Бэнкси «Мягкий мягкий Запад» стало изображение плюшевого медведя, который бросает «коктейль Молотова» в констеблей. Она была нарисована в Бристоле на Стокерс-Крофт в 1999 году. Здание, на котором нарисовано граффити, находится напротив магазина Subway Records.
6 апреля 2009 года неизвестные забрызгали граффити красной краской.
Однако уже на следующий день представители Общества по охране художественного наследия улицы Стокерс-Крофт успешно стерли красную краску и восстановили первоначальный вид граффити Бэнкси.
Kissing Coppers (паб Prince Albert, Трафалгар-стрит, Брайтон, Великобритания)
Черно-белые граффити «Целующиеся констебли» впервые появились на стене паба «Принц Альберт» в Брайтоне в 2004 году. На картине двое британских полицейских обнимают и целуют друг друга. Считается, что Бэнкси этой работой хотел защитить права геев. Это одна из самых известных работ художника: сейчас на стене паба находится его копия, оригинал же был продан в США за $575 тыс. неизвестному покупателю — в Америку он переехал в 2011 году.
Hammer boy (Бродвей, 79-я ул., Нью-Йорк, США)
На рисунке Бэнкси изображен ребенок, играющий в «игру силача», которая обычно встречается на ярмарках. Работа была сделана в 2013 году в рамках акции Better out than in («Лучше на выход, чем на вход»).
И до сих пор это изображение можно увидеть в Нью-Йорке: его однажды попытался разбить молотком какой-то противник уличного искусства, но был остановлен жителями Нью-Йорка.
В последнее время появляется все больше защитников уличного искусства, которые яро борются за сохранение работ известных художников.
Man Throwing Flowers (дорога к Вифлеему из селения Бейт-Сахур, Палестина)
«Человек, швыряющий цветы» — еще одна культовая работа Бэнкси. Полная работа выполнена практически в черно-белом цвете. Уже более десяти лет является практически памятником искусства.
Люди настолько полюбили эту работу Бэнкси, что стали производить футболки, чехлы для телефонов и многое другое с этим принтом.
Палестинец с типичной для протестующих маской на лице швыряет в невидимого врага не камнем, а цветами: так Бэнкси выразил надежду, что на этой земле люди когда-нибудь перейдут к более мирным способам выяснения отношений.
Girl Frisking Soldier (ул. Хеврон, Вифлеем, Палестина)
В 2007 году на улице Вифлеема вновь появилась работа Бэнкси — «Девочка, обыскивающая солдата» была изображена к ежегодной «выставке» Santa's Ghetto, еще одному необычному проекту Бэнкси. Тот факт, что работа находится в Вифлееме, заставляет предположить, что солдат здесь израильский: однако дети и военные беззащитны перед войной во всем мире.
Armored Dove (ул. Хеврон, Вифлеем, Палестина)
На картине «Голубь в бронежилете» изображен голубь мира в пуленепробиваемом жилете, на которого наведен прицел.
Он напоминает, что, хотя миротворцы и творят добро, все равно те, кто хочет мира на всей Земле, долго не протянут.
Этот голубь стал частью инсталляции «Santa's Ghetto», созданной в Вифлееме в рождественское время в 2007 году. Изображение было создано на стене, где более 40 человек были убиты во время первой интифады.
Steve Jobs (ул. Рокад, Сэн-ле-Нобль, Франция)
В 2015 году во Франции на улице Rocade Est появилась новая работа Бэнкси.
На ней художник изобразил Стива Джобса с мешком на плече и первым продуктом Apple в руке.
«Нас часто убеждают в том, что миграция — это ущерб для принимающей страны, но Стив Джобс был сыном сирийских мигрантов. Apple — компания с самым большим доходом в мире, ежегодно она платит семь миллиардов долларов налогов. И все это благодаря тому, что страна приняла к себе молодого сирийца из Хомса», — говорится в заявлении Бэнкси. Своей работой он стремился устранить негативное отношение людей к тысячам беженцев.