$98 млн за 7 картин
Одним из самых громких событий уходящего года в аукционном мире стала покупка шедевров искусства японским миллиардером Юсакой Маесавой. За два дня он потратил на аукционах Sotheby's и Christie's $98 млн. Наиболее дорогим приобретением стала картина американца Жан-Мишеля Баскиа, за нее миллиардер отдал $57 млн.
Также он приобрел за $13,9 млн картину Кристофера Вула, прославившегося своими массивными полотнами белого цвета с изображением черных букв, и за $9,7 млн — работу Ричарда Принса.
Принс стал известен благодаря своему новому подходу к искусству: сначала он фотографировал рекламные изображения, несколько видоизменял их и выдавал за свои картины, затем начал печатать скриншоты чужих фотографий из инстаграма в увеличенном размере.
В числе лотов, привлекших Юсаку, оказалась и работа Джеффа Кунса — она обошлась миллиардеру в $6,9 млн. В числе «бюджетных» покупок оказались произведения американского скульптора Александра Колдера ($5,8 млн), румынского художника Андриана Гение ($2,6 млн) и скульптора-концептуалиста Брюса Наумана ($1,6 млн).
Клод Моне «Стог сена», $81 млн
На втором месте по значимости оказалась продажа картины Клода Моне «Стог сена». Произведение французского импрессиониста стало самым дорогим полотном из всех лотов ноябрьского аукциона Christie's в Нью-Йорке — $81 млн. Торги проходили напряженно: между пятью коллекционерами, желающими приобрести картину, разразилась настоящая аукционная война, а предложенные цены на первый взгляд выглядели так, будто бы были названы наугад. В итоге полотно было продано после 14 минут торгов.
Его приобрел коллекционер, который участвовал в торгах по телефону. Он пожелал остаться анонимным.
Отметим, $81 млн — рекордная цена для картин Клода Моне. Предыдущий рекорд был установлен в 2008 году, когда картина Моне «Пруд с кувшинками» была продана на аукционе Christie's за $80,4 млн.
Дэвид Хокни «Высокие деревья», $11,7 млн
Еще один новый рекорд установил британский художник Дэвид Хокни, которому в следующем году исполнится 80 лет. На ноябрьском аукционе Sotheby's в Нью-Йорке его работа «Высокие деревья» была продана за $11,7 млн. Это большой успех для художника, полотна которого последние 10 лет не превышали стоимости $5 млн. Работать над картиной Хокни начал в 2006 году в родном Йоркшире. По словам самого художника, он хотел работать в монументальном масштабе, но холсты были такой величины, что поднять их по лестнице в студию было просто невозможно.
Поэтому картина собрана из нескольких одинаковых по размеру холстов-панелей, которые сложились в единый пейзаж.
Хокни писал ее на открытом воздухе, чтобы передать изменение цвета и света. Интересно, что части картины множество раз переписывались и дорабатывались, перевозились из студии на натуру и обратно, чтобы в конце концов гармонично сложиться в единое целое.
Виллем де Кунинг «Без названия XXV», $66,3 млн
В этом году удвоил свой предыдущий рекорд и Виллем де Кунинг. Его картина «Без названия XXV» была продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке за $66,3 млн. До этого полотно уже выставлялось на продажу, в 2006 году картина ушла с молотка за $27,1 млн. Вновь выставить картину на торги решил европейский коллекционер, который приобрел ее в частном порядке восемь лет назад.
Виллем де Кунинг был одним из лидеров абстрактного импрессионизма третьей четверти XX века.
В середине 1970-х годов де Кунинг создал серию работ, в которых улавливается его погруженность в природный мир Спрингса, Восточный Хэмптон и Нью-Йорк. Так, полотно «Без названия XXV», созданное в кремово-желтых, небесно-голубых и чистых белых цветах, приковывает взгляд к пейзажу, который сочетает в себе человекоподобное и естественное.
Рой Лихтенштейн «Обнаженная перед зеркалом», $21,5 млн
Продавая картину Лихтенштейна, аукционный дом Phillips пошел на рекламную уловку. Дело в том, что летом в художественной галерее Австрии «Кунстхаус Брегенц» проходила выставка, посвященная автопортретам. Наряду с Энди Уорхолом здесь присутствовала и работа Роя Лихтенштейна. Благодаря этому картину удалось продать за $21,5 млн. Имя коллекционера не раскрывается, известно лишь, что торги проходили по телефону.
Свою известность Рой Лихтенштейн получил в середине XX века, став одним из тех, кто определил эстетику поп-арта. Художника вдохновляли комиксы, реклама и образы, связанные с массовой культурой. Взяв за основу рекламный плакат, кадр мультфильма или часть комикса, он превращал его в произведение искусства. Лихтенштейн стал широко известен благодаря своей технике метода точек, используемых в газетах и комиксах, чтобы обозначить текстуры в больших масштабах.