«Что вы лезете в чужие порядки, если вы чужими родились?»

Художник Целков о том, почему борцы с режимом — противники своего народа

Бильярд, 2014. Холст, масло. 130x195 см Олег Целков
Один из самых востребованных русских художников, классик советского нонконформизма Олег Целков рассказал «Газете.Ru» о том, почему предпочитает тихо сидеть в углу и не вступать в борьбу с большинством.

В Москве показывают новые работы классика советского нонконформизма Олега Целкова: на выставке аукциона VLADEY можно увидеть работы, написанные с 2013 по 2015 год. Автор самых узнаваемых картин по-прежнему изображает лица-маски — теперь они обретают тела.

Помимо живописных работ в галерее показали документальный фильм о мастере, снятый французским фотографом и режиссером Николя Идиро. В основу фильма легла история, рассказанная 82-летним художником: «В былые времена по морям шли парусники, и на самой высокой мачте сидел юнга, которого обдували ледяные ветры, его обдавали соленые брызги, но он вглядывался вдаль долго-долго, и вдруг он закричал: «Земля!»

Примерно то же самое случилось со мной, когда однажды я пришел в себя на больничной койке. Тогда я неожиданно понял, что жить мне осталось недолго — это уже крохи по сравнению с тем, что я уже прожил. Это ощущение нисколечко не испугало меня, оно придало мне какое-то воинственное желание еще раз попробовать себя в творчестве. И я на манер хорошего юнги вдруг вскрикнул:

«Олег, ты наконец увидел землю! Ты наконец увидел свой долгожданный конец, последние твои моменты жизни на земле».

И это меня вдохновило, дало мне невероятную энергию, и я довольно быстро для своих темпов работы сделал целую серию картин».

Сегодня художник, родившийся в 1934 году в Москве, а с 1977-го живущий в Париже, говорит о том, что перенесенная болезнь заставила его представить себе, что будет, когда его не станет и его тело «будут есть черви». Мы поговорили с художником о жизни.

— Считается, что ваши маски родом из гоголевского «неча на зеркало пенять, если рожа крива». Вы пишете их всю свою жизнь — и до, и после переезда во Францию, — получается, что любой человек — это рожа, не только русский или советский?

— Получается, что это так. И фраза Гоголя, между прочим, тоже относится не только к русским, а ко всему белому свету. Собственно говоря, я не писал никогда пародий на русского человека. Эти маски возникли, скорее всего, в результате коммунистических идей, которые завладели всем миром.

Так что всем коммунистам это посвящено, но отнюдь не русским. И даже не в коммунизме дело — это любой человек, который придумывает, как дать счастье человечеству, и тем самым вовлекает его в бездну несчастий.

Трапеза. 2014. Холст, масло, 130 x 195 см Олег Целков

— Почему вы, в отличие от других художников-нонконформистов, не участвовали в «бульдозерной выставке»?

— Это очень просто. Борьба с несправедливым режимом — вообще вещь достойная. Но я считаю, что очень часто борец является, собственно говоря, противником своего народа. Потому что народу этот режим нравится. Вот всем нравится, а ему – нет. И он ставит народу своему палки в колеса.

Поэтому, если ты родился при коммунистической советской власти, то или сиди в углу и помалкивай, или беги как-нибудь оттуда. Но вступать в борьбу с государством, которое восторженно воспринимают те, кто его окружает, — зачем? В России были художники-соцреалисты, которые подходили режиму. Их картины нравились людям. А «Черный квадрат» Малевича им и по сей день мало нравится. Поэтому я, который делал «черные квадратики», не собирался с ними ходить по улицам и дразнить людей.

Вынесли свои дурацкие картинки какие-то из щелей вылезшие художники и заявили, что их, так сказать, притесняют. Притесняют вас — идите рисуйте Ленина и Сталина. И вас никто притеснять не будет.

Красиво рисуйте, как Репин или как Васнецов. Что вы лезете в чужие порядки, если вы чужими родились? Я противник демонстраций, которые устраивают меньшинства.

— Вы были именно тем человеком, которому приходилось сидеть в углу и помалкивать?

— Да, и очень тихо сидеть. Таким родился — я это понял. И я знал, что мне нужно не высовывать носа. Потому что сразу оторвут. А без носа как мне жить? Раз вырос не тот и тебя не воспринимают — не лезь, не доказывай. Может быть, ты и прав. Но это потом без тебя разберутся. А если ты будешь сам вылезать, тебе оторвут башку. И правильно сделают.

— Переезд в Париж для вас был спасением?

— Именно спасением. Вообще уехать из Советского Союза было трудно.

Я и не собирался уезжать. Я надеялся в тихом углу умереть в России.

А получилось, что мне сказали: уезжай. И я через 15 минут, совершенно не думая об этом до этого, решился, я сразу же воспользовался этим предложением. А вырвавшись оттуда, сразу вздохнул полной грудью и начал, попросту говоря, свое дыхание.

— Поселились в Париже и приобрели дом в деревне?

— Да, это оказалось совсем недорого. Я там постоянно живу, по полгода. Это крестьянская ферма — там было помещение для скота, для лошади и для семьи. Я там все утеплил и превратил в единый дом. Как правило, там хранилось сено, поэтому он требовал высоты, 8—10 метров. Это не избенка какая-нибудь, вошедшая в землю. Во всей деревне — двухэтажные-трехэтажные здания. Каменные, кстати, потому что дерева здесь мало — стены почти метр толщиной делали из камня, который выбивали тут же рядом. Дому уже почти 300 лет — он очень крепкий.

С запасной головой, 2015. Холст, масло. 97 x 195 см Олег Целков

— Переезд отразился на вашем образе жизни, но не на творческой манере?

— Нет, потому что творческая манера не связана с географией. Она связана с личностью. Гоголь всегда будет Гоголем и был Гоголем, и не мог не быть Гоголем. Это генетическая штука.

Певец с басом на тенора не перейдет. И всегда будет басом петь — в Африке, в Америке, где угодно, он родился так.

Талант — это не полученное, а врожденное.

— Сейчас ваши работы продаются на крупных аукционах (например, картина «С кошкой» была продана 28 ноября на Christie's за $25 000. — «Газета.Ru»). Вы один из самых дорогих современных российских художников в мире — как вы к этому относитесь?

— Я не могу назвать себя самым дорогим. Да, несколько картин продал достаточно дорого. Между прочим, по моим меркам, даже излишне дорого.

— Вас это смущает?

— Нет, я вообще к этому никак не отношусь.

Покупают ли мои картины дорого или дешево, никаким образом не влияет на мои работы, на мою жизнь, на мое пребывание на Земле.

Пара с иглой, 2014. Холст, масло. 97 x 195 см Олег Целков

Потому что можно получать много и быть г...м. А можно получать мало и быть гением. А можно и получать много, и быть гением. Все бывает. Это вопрос, который разрешится через 50 лет.

— У вас есть преданные поклонники, коллекционеры, которые покупают из года в год ваши работы?

— Таких у меня никогда не было, их вообще не бывает. Достаточно много сейчас картин — не стоит одного художника из года в год покупать. И я думаю, что если бы такой попался, это какой-то дурак просто.

— Вас интересует, кто ваши картины покупает?

— Мне просто приятно, если я встречаю человека, который их покупает, симпатичного и понимающего. Но если это человек, который попросту имеет лишние деньги, то в нем ничего интересного, конечно, нет. Какой там интерес может быть?

Я недавно прочитал, что Эдуард Штейнберг однажды сказал своей жене: «Зря мы продавали картины. Они же на них смотрели как на дорожные знаки». Вот как видят — переход, зеленый свет, красный, стоп. Смотрят, хлопают глазами и не понимают. А он в них видел смысл, идеи, рассказ. Они платили большие деньги, пили кофе, показывали соседям: «А у меня Штейнберг висит, видишь». А те тоже хлопали глазами и говорили: «Да-а, а у меня Малевич, вы представляете!»

Так весь Париж и будет хлопать глазами, за исключением трех человек, которые по-настоящему понимают.

Или делают вид — этого, опять, тоже никто не знает. Все остальные идут изумляться: надо же, сто миллионов отдал, смотри-ка, за три штриха на бумажке. И все.

— Сейчас в современных реалиях кураторского искусства многие молодые художники интересуются, какой путь нужно проделать, чтобы добиться признания?

— Такие вопросы задают довольно бездарные люди. Если этот вопрос задает художник, сразу ему скажите: «Бросай кисти и не занимайся этим делом». Это ненастоящий художник. Примером настоящего художника был Ван Гог, который ни единой копейки не заработал, умер в 37 лет. Начал, между прочим, в 28. Он до этого вообще никогда ничего не рисовал. А умер в 37. Вот он голодал. Пил дешевую водку с утра до вечера. Нарисовал массу гениальных картин. И задать вопрос, каким образом ему быть богатым и прославиться, ему и в голову не приходило. Он, вообще-то говоря, и не предполагал, что он гений. Вот это настоящий художник.

— То есть художник должен быть голодным?

— Он не должен быть. Если у него есть еда, зачем ему быть голодным? Специально же не надо голодать. Я знаю художников во Франции, людей очень обеспеченных.

Это потомки богатых людей, которые не выставляют своих картин и вообще с миром дела не имеют.

Они их пишут, у них мастерская шикарная, у них деньги есть. И они пишут эти картины исключительно для себя. Можно принести на выставку. Но если на выставку не возьмут, они продолжают, как Ван Гог, писать эти картины. И все. Им нравится.

— А работы хорошие?

— Работа художника – когда это как бы не работа. Это творчество. А творчество — это то, без чего жить данный человек, данный субъект, не может. Это ему Бог дал. Как горбатому горб. Это горбатый, вообще говоря. Несчастный горбатый. Который может только картины рисовать.