Чуть больше месяца назад, 22 октября, в Париже открылась выставка «Шедевры нового искусства. Собрание Щукина», организованная фондом Louis Vuitton при содействии ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа. Открытие экспозиции вызвало широкий резонанс в прессе: обширная коллекция произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов, собранная московским купцом, меценатом Сергеем Щукиным в начале XX века, впервые покинула Россию в таком объеме.
Никогда еще произведения из коллекции Щукина, среди которых работы Анри Матисса, Пабло Пикассо, Поля Гогена, Клода Моне, Поля Сезанна, Анри Руссо, Андре Деррена и других мастеров, не собирались в одном месте.
По заявлению куратора выставки Анн Балдассари, «с тех пор как в 1948 году коллекция была разделена, она никогда не объединялась в единое художественное целое». До 20 февраля 2017 года в залах Фонда Louis Vuitton, в здании, построенном по проекту архитектора Фрэнка Гери посреди Булонского леса, можно увидеть 130 произведений европейского модернизма, которые Сергей Щукин приобрел в то время, когда никому и в голову не приходило, что все это — шедевры.
Для российско-французских отношений выставка — знаковое событие, приуроченное, кстати, к открытию перекрестного Года туризма России и Франции. Выставки бы не было — если бы не усилия Бернара Арно, богатейшего человека Франции и главы конгломерата производителей предметов роскоши LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton, ставшего в свое время инициатором создания Фонда Louis Vuitton (он был открыт в 2014 году).
«У меня была возможность увидеть эти восхитительные картины в Эрмитаже и в Пушкинском музее, но до недавнего времени я не знал об их истории, — рассказал Бернар Арно в эфире французского телеканала Europe1 в интервью по поводу открытия выставки. – Это большая премьера». По словам Бернара Арно, к организации путешествия коллекции за границу имеет прямое отношение президент России Владимир Путин: «Владимир Путин должен был одобрить вывоз этой коллекции. Это показывает, насколько крепки неразрывные культурные связи между Францией и Россией, и я думаю, что он очень чувствителен к прекрасному».
На открытии выставки Бернар Арно поблагодарил президентов России и Франции за содействие в организации такого важного для Европы события: возможность увидеть «Любительницу абсента» Пикассо и один из двух «Танцев» Матисса, хранящихся в Эрмитаже, для французов действительно бесценна. Он выразил надежду, что президент Франции Франсуа Олланд найдет время ее посетить, и подтвердил, что Владимир Путин будет желанным гостем выставки: «Я думаю, что Путину интересно все, что представляет русскую культуру, Россия — ключевой партнер для всех стран в мире».
В середине октября ожидалось, что Владимир Путин лично посетит выставку, однако надеждам не суждено было сбыться.
Визит президента России во Францию, намечавшийся на 19 октября 2016, был отменен из-за обострения российско-французских отношений по поводу событий в Сирии. Путин все-таки встретился 19 октября с Франсуа Олландом, но в Германии, на встрече «нормандской четверки».
В четверг он все-таки встретился с Бернаром Арно — в Москве. Французская пресса называет отношения президента России и главы LVMH дружескими. По сведениям французского издания L'Express, Бернар Арно и Владимир Путин знакомы еще с 2003 года, когда для президента Российской Федерации был устроен пышный прием в имении Шато-Шеваль-Блан, принадлежащем французскому миллиардеру.
Впрочем, на Красной площади Фонд Louis Vuitton однажды приняли не совсем по-дружески.
Речь идет о появлении выставочного павильона в виде сундука или чемодана с фирменным принтом LV на Красной площади в ноябре 2013 года.
Установка конструкции, в которой должна была пройти выставка «Душа странствий» фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца» (это было сделано в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 120-летию ГУМа), вызвала тогда возмущение горожан. Они сочли появление гигантского чемодана Louis Vuitton на главной площади страны вызывающей рекламной акцией, обезображивающей лицо города, — и из-за последовавшего скандала павильон пришлось демонтировать.
Но это не повлияло на отношения компании с Россией. В конце концов, у нас почти родственные связи: партнер и отец двоих из пятерых детей Натальи Водяновой, одной из самых известных русских женщин в мире, — сын Бернара Арно Антуан, так что внуки Бернара Арно наполовину русские.