Картина польской и американской художницы Тамары Лемпицкой «Портрет Гвидо Сомми» выставляется в числе прочих на вечерние торги Sotheby's и будет продана на аукционе «Импрессионизм и искусство модерна» в Нью-Йорке 14 ноября 2016 года. Эстимейт работы — $4–6 млн, и это в несколько раз меньше, чем цена других портретов, написанных художницей.
В каких отношениях состояли художница и светская львица Тамара Лемпицкая и итальянский аристократ Гвидо Сомми Пиченарди, портрет которого гламурная дива нарисовала в 1925 году, доподлинно неизвестно. «Мы считаем, что он был ее любовником, — предполагает Иеремия Эдвартс, глава аукциона «Импрессионизм и искусство модерна». — Правда, в то время он был уже женат».
По словам Джеймса Карона, совладельца галереи Heather James Fine Art, портрет Сомми был создан в самый яркий период творчества Лемпицкой: «Скажем, это время с 1925 по 1932 год», — указал он в беседе с агентством Bloomberg. Работа находилась в частной коллекции на протяжении 40 лет и теперь выставляется на аукцион: среди произведений Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала, Хаима Сутина, Василия Кандинского и Эдварда Мунка работа выделяется своей стоимостью — она входит в число самых дорогих работ этих вечерних торгов.
Однако портрет Сомми на аукционе стоит в несколько раз меньше, чем другие работы художницы, продающиеся на частных рынках.
«Там было множество работ Лемпицкой, которые продавались за $15–20 млн», — утверждает Джеймс Карон, который успешно продал пять картин художницы и, по его словам, продал бы еще больше, если бы смог их найти. Он объясняет, что у него «есть много клиентов, которые активно ищут произведения именно этого периода. Но, несмотря на все усилия, найти все картины так и не вышло».
Почему же портрет Гвидо Сомми продается всего за $4–6 млн? Все дело в том, что он мужчина.«Мужские портреты вообще продаются реже», — говорит Карон. В пятерку самых продающихся произведений Лемпицкой входят только женские портреты (17 из 20 работ).
Впрочем, это касается не только работ Тамары Лемпицкой. «Если просмотреть историю искусства, то обнаружится, что портретов женщин всегда было больше, чем мужчин», — подтверждает Иеремия Эдвартс.
И они действительно дороже продаются — чтобы понять это, достаточно бегло просмотреть результаты аукционов последних лет. Самые дорогие лоты — это и правда женские портреты: картину Пабло Пикассо «Женщины Алжира» продали в Нью-Йорке на аукционе Christie's в мае 2015-го за $179,4 млн, работа Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная» ушла с молотка на торгах того же аукционного дома за $170,4 млн в ноябре 2015-го.
Правда, другие две работы из списка самых дорогих в мире — это вовсе не женские портреты. К ним относятся «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона (мужской портрет, проданный за $142,4 млн на аукционе Christie's в ноябре 2013 года) и знаменитый «Крик» Эдварда Мунка 1895 года (изображение бесполой фигуры, отданное за $119,9 млн на торгах аукциона Sotheby's в Нью-Йорке 2012 года).
И все же посмотрим дальше: в первой десятке самых дорогих работ, когда-либо продававшихся на аукционе, помимо триптиха Бэкона есть еще только один мужской портрет. Он принадлежит кисти одного из самых продаваемых художников в мире — Пабло Пикассо: его «Мальчик с трубкой», написанный в 1905 году в розовый период творчества, был продан на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за $104,2 млн в 2004 году.
При этом в первой десятке самых дорогих работ есть только одна картина, не изображающая фигуру человека, — это «Серебряная автокатастрофа» Энди Уорхола: в ноябре 2013 года эта шелкография была продана в Нью-Йорке на аукционе Sotheby's за $105,4 млн.
«Если основываться на результатах крупнейших аукционов, можно прийти к выводу, что арт-рынок действительно склонен ценить женские портреты выше, чем мужские, — пишет Генри Нейендорф, редактор портала Artnet. — Возможно, дело в том, что большинство коллекционеров искусства первого эшелона — это мужчины. Забавно, что единственная женщина-коллекционер среди владельцев самых дорогих произведений искусства приобрела как раз мужской портрет. Другие четыре известных покупателя — мужчины — купили картины, изображающие женщин».