В день 9 ноября, когда мы узнали, что на президентских выборах в США победил Дональд Трамп, на американскую часть Facebook было больно смотреть. Друзья и родственники, которые прежде писали о детях, путешествиях и других повседневных делах, пока мы ругались из-за политики и выбрасывали друг друга из списка друзей по идеологическим соображениям, вдруг начали делать то же самое.
Голосовавшие за Дональда Трампа ликовали. Те, кто поддерживал Хиллари Клинтон, чувствовали себя раздавленными и потерянными.
«Теперь вы понимаете, что мы чувствуем, когда отдаем свой голос за партию, в очередной раз не прошедшую в Госдуму», — хотелось им сказать. «Привыкайте отвечать: «Я за него не голосовал» в ответ на чужие нападки», — думалось добавить. Но стоило ли подливать масла в огонь? Мы и так не можем спать, когда в интернете кто-то не прав, так стоит ли решать, кто прав, а кто нет, в другой стране?
Русскоязычные граждане США разделились так же, как и вся Америка. Те, кто поддержал Хиллари Клинтон, — это сотрудники компаний Кремниевой долины, жители мегаполисов, профессора и аспиранты университетов. Среди тех, кто голосовал за Дональда Трампа, было много представителей волны эмиграции, случившейся в 90-е, — эмигранты этого поколения оказались склонны к консерватизму.
Что чувствуют сегодня те граждане США, кто говорит по-русски?
«Мы голосовали за Хиллари и ожидали, что она победит, — рассказывает Юлия Б., общественный активист, занимающаяся организацией досуга для детей в Чикаго. — Это прогнозировали разные предсказатели, в частности самый главный — Нэйт Силвер, который на сайте FiveThirtyEight дает прогнозы. Так что победу Трампа мы встретили с чувством, что мир обвалился.
Мне было очень гадко на душе. Когда посидела в Facebook, стало полегче: народ делится болью, организуется, обсуждает, что делать дальше.
Но чего теперь ждать — не знаю. Четырех лет отвращения».
Означает ли победа Трампа и глубокое разочарование сторонников Клинтон, что американское общество, включая и русскую его часть, разумеется, радикально разделится? Возможно, оно уже разделилось.
«Мы живем в пузыре, у нас все демократы, — рассказывает Юлия. — Я не видела ни одного знака в поддержку Трампа. Если его сторонники и есть, то они это не афишируют, так что, слава богу, я ни с кем таким не буду общаться. Иллинойс — вообще всегда демократический штат, и Чикаго оказывает сильное влияние.
Думаю, в сельской местности Трамп все же популярен: там большой кусок населения уже давно находится в безнадежном положении, и на них никто не обращает внимания.
Да они и сами себя забросили, зато на выборы вышли. У нас на Public Radio регулярно можно послушать про трудности ЛГБТ, а про вот этих заброшенных белых никто никогда не говорил. Но вообще это еще предстоит узнать, кто голосовал за Трампа. Да все голосовали, 30% латиноамериканцев!»
К тем, кто голосовал за Трампа, собеседница «Газеты.Ru» причисляет и большую часть наших общих бывших соотечественников: «Я не уверена, что мы — типичные русские американцы. Русские — вот этот весь Бруклин — здесь почти поголовно за Трампа. Родители моей подруги, например, бывшие отказники, между прочим. Дело во многом в расизме, я думаю. Впрочем, я вспомнила, что среди моих знакомых есть сторонница Трампа. Очень симпатичная девушка, американка. Она христианка-евангелистка, думаю, ей и Трамп не нравится, но для нее Хиллари еще хуже. Она ничего не писала про выборы, не могу представить, каково ей в нашем пригороде, где она окружена либералами».
«Пожалуй, сюрприз в том, что нормальные люди не видят в Трампе абсолютного зла», — рассуждает Даниил Ч., аналитик из того же Чикаго. — Казалось очевидным, что Трамп — только для полуграмотных.
Получается, что наша картина мира была неправильной. Это экзистенциальный кризис.
То есть когда кто-то говорит, что мир перевернулся, это даже не преувеличение. Раньше на Америку было проще проецировать свои идеалы».
В особенном шоке оказалась Калифорния, где за Хиллари Клинтон голосовала не только Кремниевая долина, но и весь штат в целом. Там сразу заговорили про «Калекзит» (Calexit — по аналогии с Brexit). «Конечно, это вряд ли случится, но было бы круто — мы и так полстраны тянем нашими налогами и выплатами, — рассказывает Максим М. — Мы тут все добрые, толерантные, едим органическую еду и занимаемся спортом. А полстраны на самом деле — сексисты, расисты и просто идиоты. И это неприятнее всего. Но мое мнение: ничего не изменится после победы Трампа. Ему не дадут ничего сделать. Тут власть президента гораздо слабее. Важнее то, что он выбирает нескольких членов Верховного суда, а это пожизненно. Еще 30 лет будут его кретины сидеть».
У сторонников Хиллари вызывает опасения тот факт, что Трамп не имеет никакого политического опыта на международной арене. «Он же не знает ничего. Единственный президент в мире без политического прошлого — это что вообще? В 2020 году Канье Уэста выберем, и нормально, — прогнозирует Максим. — Я вам так скажу: в моем кругу все безработные или малообразованные — за Трампа, квалифицированные работники — поголовно за Хиллари. Причем Хиллари тоже непопулярна, она ж та еще сволочь, просто Берни Сандерс вылетел.
В этом году мы выбирали не из «хорошо» и «плохо», а из «плохо» и «полный ад». Выбрали полный ад.
В ночь выборов сайт канадского консульства лег — все рванулись. Я еще погуглил жилье в Гаване, если что, туда поеду. В общем, стало понятно, что мы в Калифорнии живем тупо в пузыре, но оно и понятно, шестая экономика в мире. А еще стало ясно, что все эти прогнозы, статистические модели и аналитики — полная ерунда».
Между прочим, то, что за Трампа голосовали только бедные и малообразованные, не совсем правда. Так, например, Вреж Акопян, житель Сиэтла, software-инженер, голосовал за Трампа совершенно сознательно: «В Хиллари мне не нравилось не просто то, что она врет, а то, что именно она говорит и как она это делает. Трампа иногда трудно понять, многие его предвыборные обещания вообще невыполнимы — потому что будет сильное сопротивление.
Но обратите внимание: в округе Вашингтон за Хиллари проголосовали 94%. А кто это? Партократы, функционеры, заинтересованные в том, чтобы ничего не менялось.
Я за то, чтобы был ограничен срок полномочий конгрессменов, как обещает Трамп, чтобы все эти люди не сидели там пожизненно. А то там уже Политбюро сидит!»
В разговоре с Врежем корреспондент «Газеты.Ru» впервые позволила себе не выражать соболезнования, а поздравить собеседника: «Я надеялся, что победит Трамп, но не был уверен, что это произойдет, — продолжает он. — Скажем так, уверенность была 50 на 50. Жена была уверена на 25%. Дело в том, что в здешних медиа шла активнейшая пропаганда за Хиллари. Только телеканал Fox давал какую-то правдивую информацию, так что я уверен, что прогнозы были в принципе неверны. Так что я очень рад. Мы с женой в 2.30 открыли шампанское. Вы знаете, уже в 22.00 стало понятно, что что-то меняется, когда на экранах появлялось все больше красного.
В штабе демократов у людей лица вытягивались, как у лошадей: смятение, не знают, что делать.
Сейчас я очень надеюсь на перемены. Вряд ли сроки полномочий конгрессменов сократят — ему не дадут это сделать, хотя в политике предыдущей администрации мне очень не нравилось именно то, что госаппарат вырос до невероятных размеров. Но в экономике, я думаю, он сможет что-то улучшить. Хотя бы отменит Obamacare. Это же что такое? Раньше я платил $450, а теперь плачу $850, да еще если я в первый раз к врачу иду, должен заплатить $600 из своего кармана. То, как выглядит Трамп, меня не смущает. Да, конечно, прическа у него… Но я инженер-тестировщик, я привык вопросы задавать, а не на внешность смотреть. А он мужик умный, бизнесмен, прошел через многое: его компания разорялась, он падал, поднимался. Иногда он говорит то, что, на мой взгляд, в других обстоятельствах не сказал бы. Перебарщивал, на мой взгляд. Это меня беспокоило.
Мне вдруг в какой-то момент стало казаться, что все это подстроено, что его специально поставили, чтобы Клинтон победила.
Но потом он сказал в какой-то речи: «Я американец и люблю свою страну», и я понял, что он настроен серьезно. И, кстати, дети у него очень умные, эти трое старших. Это мне тоже нравится».