«В Дании просто считаются с мнением ребенка»

Читатели «Газеты.Ru» объясняют, почему русским не понять датчан

Отдел «Стиль»
Репродукция рисунка к мультфильму «Снежная королева», 1958 год РИА «Новости»
Дети, которые одеваются сами и обедают на дереве, вода из-под крана, которую можно пить, и праздники, посвященные сортировке мусора: читатели «Газеты.Ru» объяснили, как датчане воспитывают детей и почему к некоторым вещам можно относиться спокойно.

Эмоциональный рассказ Татьяны Лукашенко о жизни в Дании, озаглавленный «Русским лучше жить в России», вызвал бурную читательскую реакцию — и не только в России, но и в самой Дании. Несколько датских изданий, в том числе Politiken и Jyllands-Posten, опубликовали статьи, посвященные анализу письма Татьяны.

Многие увидели в нем антизападную пропаганду, но дело, конечно, не в этом. В рамках проекта «Родина» наши читатели рассказывают о собственном опыте жизни в другой стране, а каким он окажется, мы предсказать не можем. Часто он оказывается позитивным — влюбиться в чужую страну так же просто, как и невзлюбить ее. Интересно, когда он оказывается негативным, — это повод сравнить свои представления о том, как надо жить, с образом жизни иностранцев.

Shutterstock

Иногда, впрочем, и сами жители стран недовольны соотечественниками. Мы получили письмо от датчанина, который считает, что все гораздо хуже, чем написала Татьяна: «Проблемы в Дании гораздо серьезнее, чем вы рассказали, — пишет нам житель Дании Томас Эйберг. — Здесь, в Копенгагене, я вижу, что на политическом и духовном уровнях происходит какое-то безумие, люди все понимают совершенно неправильно. Здесь извратили понимание веры — я чувствую, что к моей семье относятся с неуважением. Я пережил столько боли, что мне просто тяжело продолжать жить в этой стране».

Однако бóльшая часть отзывов все же в защиту Дании, которой не повезло отличаться от России довольно радикальным образом.

Больше всего читателей поразило то, что к детям в Дании относятся безразлично, набирая для них воду из-под крана в туалете, покупая им использованную одежду, позволяя сидеть в траве, бегать босиком и пить из лужи.

«Я живу в Дании больше 11 лет и после прочтения негативной статьи Татьяны Лукашенко решилась написать опровержение ее рассказа о Дании и датчанах, — написала нам стоматолог Ирина Федорова. — Никогда не видела, чтобы дети пили из лужи, бегали босиком в зимнее время по асфальту и чтобы родители относились к детям безразлично. Каждые три месяца родители получают деньги на детей и делают для них все лучшее. В Дании считаются с мнением ребенка — дети с малых лет привыкают быть самостоятельными. Что же касается использованных игрушек и одежды, их родители с детьми покупают в церковных магазинах, куда датчане приносят и новые, и бывшие в употреблении вещи: там приобретают одежду и игрушки в знак солидарности — деньги, полученные от продажи, высылаются для помощи африканским странам».

Дети рядом с памятником Хансу Кристиану Андерсену в Копенгагене Jacob Gronholt-Pedersen/Reuters

«Восприятие автора этой истории очень окрашено эмоциями, — объясняет Анна В., сценарист, прожившая в Дании почти десять лет. — Например, у нас отношение к одежде более нервозное, чем в Дании. Там люди более трезво и практично смотрят на такие вещи: какой мне смысл сейчас покупать ребенку дорогую одежду, если через полгода он из нее вырастет?

Там стараются, чтобы дети выглядели опрятно, но детей никто не наряжает и не укутывает.

Для детей там есть идеальная форма одежды — комбинезон, существует несколько видов на любой сезон. Правда, внутри комбинезона ребенок может быть голый, потому что он одевался сам. В Дании, как правило, по трое детей в семье, и возиться с каждым времени нет: ему говоришь, что надо одеться, он идет и одевается. А что он надел, мне особо вникать нечего, я ж его не на базар понесу. Он всего-навсего пойдет в школу, в которой такие же дети, которых не носят на базар».

Shutterstock

Письмо Татьяны Лукашенко, если вдуматься, — о разнице менталитетов. То, что датчане воспринимают спокойно, вызывает у нее бурю эмоций. И, возможно, поразило бы и нас, окажись мы в стране, о которой знаем по сказкам Андерсена, фильмам фон Триера, датско-шведскому сериалу «Мост» и одной трагедии Шекспира (и действительно, странный набор).

Например, проблема педикулеза в Дании, как и во всей Европе, и правда есть, однако вши у ребенка не делают его изгоем и не вызывают панику у родителей.

«У нас и в детском саду, и потом в школе каждый год вешали объявление «Осторожно, у нас эпидемия педикулеза», — рассказывает Анна В. — Но эту проблему быстро решают. У моего сына тоже это было: мы пошли стричься, и вдруг парикмахер совершенно спокойно говорит: «Ой, а у вас вши». Для меня это был страшный позор, в нашем сознании вши бывают только у бомжей! А там к этим вещам относятся спокойно — ну вши, ну что делать. Там же, в парикмахерской, нам продали шампунь и расческу. Абсолютно спокойно. А я потом, как психованная, обрабатывала и отпаривала дома все поверхности».

«Я не понимаю, почему и с какой целью Татьяна вылила столько негатива в адрес Дании, может, у нее есть какие-то причины на это, какая-то обида, — переживает Ирина Федорова. — Да, у нас разные традиции, взгляды на жизнь и менталитет, мы по-другому воспитаны, но нужно прежде всего уважать страну, где ты прожила пять лет. Легче всего написать негатив, не вникая полностью в датский менталитет и в датскую жизнь».

И действительно, нам не понять, например, почему в датских детских садах нет традиционных в нашем понимании обедов и завтраков, дневного сна и прогулок на площадке, огороженной забором. «Там дети свободны, — объясняет Анна В. — Если кто-то хочет поспать, он идет поспать, ради этого не будут укладывать всех. Но режим все равно есть: они в определенное время едят, ходят на дальние прогулки. На улице они бывают постоянно, из здания ты сразу попадаешь в огромный двор. Датчане считают, что чем дольше человек находится на свежем воздухе, тем он здоровее и закаленнее, поэтому стараются делать все для того, чтобы дети как можно больше времени были на улице.

Shutterstock

На воздухе проводят занятия и даже едят — моему ребенку в начальной школе нравилось обедать, сидя на дереве.

Традиционных обедов и завтраков, к которым мы привыкли, действительно нет. Ты даешь еду с собой. При этом родителей инструктируют, как должна выглядеть «тарелка ребенка». И если ты кормишь как-то не так, это повод для воспитателей пригласить родителей на разговор».

«Экология в Дании на должном уровне, — добавляет Ирина Федорова. — То, что, как пишет Татьяна, люди набирают воду в туалете и пьют ее, это нормальное явление, здесь вода очень чистая». «Просто нужно знать, что в датской почве — плотный слой известняка, вода проходит сквозь него и очищается сама собой. Исследования воды в кранах проводятся регулярно, доказано, что бутилированная вода не чище, чем из крана», — говорит Анна В.

Кстати, о чистоте: в Дании и правда помешаны на экологии.

Как и в других Скандинавских странах (в Швеции, например), там живут, помня о том, что после нас на Земле будут жить наши дети и внуки и желательно оставить для них планету чистой.

«Поэтому пакеты — бумажные или биоразлагаемые, а к сортировке мусора приучают с детства, в школах и детских садах даже есть специальные праздники, посвященные экологии, — рассказывает Анна В. — На велосипедах катаются все, потому что это гораздо дешевле, чем автомобиль. Бензин стоит дорого, а датчане очень практичные. Из экономии они ездят на старых машинах — правда, они находятся в отличном состоянии».

Цветущие вишневые деревья в одном из парков Копенгагена Sophia Juliane Lydolph/Scanpix Denmark/Reuters

«Я не согласна с высказыванием Татьяны о нечистоплотности, — продолжает Ирина Федорова. — Все датчане и в школе, и в университетах проходят курсы по санитарной гигиене, то, что они не моют руки и едят, не следя за гигиеной, — неправда».

«Женщины как раз очень следят за собой, — добавляет Анна В. — Все занимаются спортом. Другое дело, что у них не принято делать подтяжки и злоупотреблять косметикой. Хотя я и таких тоже видела.

У датских мужчин вообще есть мнение, что, если женщина ярко красится, это значит, что она закрашивает свои психологические проблемы.

Но там такой дефицит женщин… А мужчин интересных, подтянутых очень много. Что же касается того, что все в мятом и черном, — ну это же практично. А вообще это дело вкуса, и я бы не сказала, что все ходят в черном. Но действительно, на Западе очень спокойно относятся к тому, кто как одет, нам, русским, надо к этому привыкнуть».

Говоря о Дании, имеет смысл вспомнить и о протестантской этике — здесь не принято выставлять напоказ богатство, все ходят в одежде массовых брендов. А кроме того, приходится экономить: в Дании очень высокие налоги.

Можно долго говорить об этой стране: о преимуществах и недостатках датской бесплатной медицины (ребенку с температурой действительно посоветуют ее сбить, прежде чем вызывать врача, а для лечения зубов датчане покупают туры в Польшу), о негативных роликах и России, которые Ирина Федорова, например, не видела (а мы тем более), и так далее. Но, наверное, мы уже поняли, что мы просто другие. «Я с трудом верю в то, что соседи были к автору истории недружелюбны и отнеслись с опаской, — говорит Анна В. — Они действительно нелюбопытны. Их, в общем-то, не очень интересует то, что происходит не с ними. Там вообще так: если ты не хочешь ассимилироваться, заставлять тебя никто не будет. Но снобизм есть, это правда: Дания для них лучше всех». Похоже на то, что датчане еще и патриоты.