«Многие не случайно вспомнили Бубу Касторского»

О том, почему парадная форма российских олимпийцев никому не нравится

Дмитрий Азаров/«Коммерсантъ»
Почему дизайн парадной формы олимпийской сборной никому не нравится, кто еще наденет блейзеры с контрастной строчкой и что общего у России и Белиза. «Стиль жизни» поговорил с историком спортивной моды о том, что наденут наши спортсмены на Олимпиаду.

Парадная форма российской олимпийской сборной в Рио уже дала много поводов для шуток. Кто-то вспомнил про Бубу Касторского и удивился, что для олимпийцев не предусмотрели канотье. Кто-то решил, что дизайн формы — воплощение мечты Остапа Бендера пройтись по Рио-де-Жанейро в белых штанах. Кому-то форма напомнила костюмы метрдотелей и официантов. Кажется, не было никого, кто счел бы ее красивой и уместной. Мы поговорили об этом с Катериной Кулиничевой, спортивным журналистом, искусствоведом, историком моды.

— Какое впечатление производит форма российских олимпийцев на специалистов?

— В парадной форме наших олимпийцев меня расстроила вторичность. В принципе, костюм с пиджаком — это традиционная форма одежды для Олимпийских игр. Олимпийцы начали носить их еще до Первой мировой войны, и примерно до 60-х, даже 80-х годов прошлого века так ходили вообще все.

В таких блейзерах, клубных пиджаках с контрастной строчкой, много ходили в 20-х и 30-х, и на Олимпийских играх в том числе. Из-за этого они периодически возникают как униформа во многих сборных. Но слишком во многих. Украинцы выходили в 2008-м точно в таких же пиджаках, только в цветах национального флага. В 2012 году такая же форма была у Белиза, только другого цвета. У Новой Зеландии тогда же — черный традиционный цвет и тоже контрастная строчка, все говорили, что они ударились в ретро.

В этом году такая же идея есть у Южной Кореи, только там все выполнено изящнее, строчка не такая широкая и смотрится лучше.

К тому же мне не понравились цвета, не свойственные российской сборной. Ничего оригинального не предложили. Только отказались от узоров, которые многим казались слишком пестрыми. Когда презентовали повседневный комплект, выполненный в стилистике авангарда, руководители говорили, что ветераны спорта, то есть именитые советские спортсмены, просили сделать форму поскромнее. Понятно, что узоры их раздражают: если посмотреть на советские спортивные костюмы, они были большей частью темно-синими, и вся отделка состояла из белой полосы.

— Существует несколько разновидностей формы для олимпийцев?

— Олимпийский гардероб — очень большой. В нем есть соревновательная экипировка, в которой спортсмены бегают, прыгают, плавают и прочее. Ее обычно делают спортивные гиганты. Есть повседневный гардероб. В Олимпийской деревне и вообще на всех объектах спортсмен обязан ходить в командной униформе. Он не может ходить в своей одежде, поэтому для олимпийцев делают шорты, худи, толстовки, платья — кто что придумает. У нас это тоже делала Bosco, они делают все, кроме соревновательной экипировки.

А есть парадная экипировка. Могут быть костюмы для торжественных ситуаций — например, встреч с президентом, но это не обязательно форма для церемонии.

Форма для открытия и форма для закрытия стоит особняком. Это может быть одно и то же, а могут быть два разных комплекта.

Американцы, например, показали форму для церемонии закрытия — ее делали Ralph Lauren, но для открытия не показали. Форма кубинской сборной, которую сделали Christian Louboutin, мне очень понравилась: по официальной информации, это форма для закрытия, но в чем они пойдут на открытие, непонятно, может, в ней же. В общем, форма для открытия — это может быть костюм, который ты один раз наденешь — и больше его никто никогда не увидит.

— То есть это несколько модных коллекций?

— Олимпийскую униформу нельзя рассматривать как модную коллекцию в полном смысле этого слова. Ее очень долго делают — в среднем два-три года. Заказчиком, по правилам, выступает Национальный олимпийский комитет, и все спортивные формы, особенно на мероприятиях типа Олимпиады, — это на самом деле череда бесконечных согласований. Утвердить нужно не только дизайн. МОК контролирует примерно все.

Есть такое правило номер 50 в Олимпийской хартии, которое очень строго регламентирует внешний вид всего, что на тебе надето. Это очень жесткие правила — скажем, на пьедестал спортсменам нельзя с часами, надетыми поверх костюма, нельзя с мягкими игрушками. На бутылках, которые они носят с собой, ничего не должно быть написано, логотип производителя на предмете одежды должен быть только один, он должен быть определенного размера и так далее.

— По каким критериям в таком случае нужно оценивать форму олимпийцев?

— Публика оценивает форму так, как она оценивает модную одежду. Для нее критерии — это личный вкус, уместность (это когда идут в ход аргументы типа «они одеты не как спортсмены» или «на церемонию открытия Олимпиады так идти неприлично») и соответствие модным трендам.

В этом году очень хвалят канадцев, для них парадную форму для церемонии придумали Dsquared, и ее все похвалили, потому что она сделана в духе актуальных тенденций — sportscore, athleisure. Джоггеры, пиджаки довольно необычного кроя, удлиненные худи, рыбий хвост. Эта форма собрала больше всего аплодисментов. Именно потому, что она отвечает нынешней моде на спортивный стиль так, как его сейчас понимают.

Люди хотят видеть что-то такое. Но заказчики «что-то такое» видеть не хотят, и это надо понимать. Поэтому это не вполне правильно — применять наши представления о моде к олимпийской форме. Это если не маскарадный костюм, то уж точно тематический костюм для конкретного мероприятия. Там можно отразить национальную идентичность или обыграть тему страны — хозяйки Игр: в Сочи были ушанки из-за этого, в Лондоне кто-то шел, например, в резиновых сапогах и с зонтиками. Тематическое костюмное мероприятие странно оценивать с позиции личного вкуса и тем более модных тенденций.

Но, видимо, у публики нет инструментов адекватной оценки таких коллекций.

— Тем не менее многие оценивают нашу коллекцию как комичную.

— С Олимпиадой вот какая сложность. Надо понимать, что тебе нужно одеть, как правило, человек 200–300. И все разные. У тебя там есть двухметровые волейболисты, маленькие широкоплечие гимнастки, синхронистки, борцы, дзюдоисты, борцы-тяжеловесы за 100 кг веса. Понятно, что выбирают что-то такое, что будет сидеть на всех.

Костюм — это более-менее универсальная палочка-выручалочка. Другое дело — что в моде 20-х есть некоторые элементы, которые интегрируются в современный костюм. Заниженная талия, бахрома, вышивка бисером: 20-е возвращаются раз в три года. Но вот эта контрастная отделка пиджаков — это то, что не прижилось, и поэтому нам это так странно видеть вне костюмного фильма, вне тематической джазовой вечеринки. Многие не случайно вспомнили Бубу Касторского.

Это вообще очень сложная коллекция, невозможно всем угодить. Некоторые страны просто не стараются это сделать и нарочито создают что-нибудь эпатажное. Церемонию открытия будут смотреть 2–3 млрд человек, и в любом случае чем чуднее, тем лучше.

Например, такая прекрасная сборная, как Бермуды, уже много десятилетий ходит в шортах — практически на всех Играх, включая зимние. Это их национальный костюм.

Африканцы и Ближний Восток ходят в национальных одеждах очень часто. В Лондоне была фееричная сборная Анголы в очень красочных костюмах.

— Национальная одежда — такой же традиционный вариант униформы, как костюм, получается?

— В принципе, я бы выделила три модные стратегии — это формальный костюм с пиджаком, национальный костюм (бывает буквальный национальный, бывает с вариациями) и что-нибудь спортивное — спортивный костюм, может быть, или какие-то его вариации, какие-то его элементы.