Автоспорт, любительский или профессиональный (а разделить их часто можно только по уровню амбиций), традиционно считается мужским делом. Как футбол или бокс. Женщины из этих миров, не выступающие в роли изящной спутницы, для большинства и сегодня остаются скорее экзотикой.
Но бывают исключения. В их числе девушки-штурманы в командных видах: ралли и ралли-рейдах (гонках по бездорожью). В отличие от «Формулы-1», например, это соревнования не только на скорость, но и на точность прохождения маршрута из точки А в точку В. Такое спортивное ориентирование на автомобиле.
Для большинства все это начинается как хобби. И как любое хобби, со временем может перерасти практически в профессию. Можно увлечься путешествиями — и стать гидом.
А можно прийти в автогонки за компанию с друзьями, посмотрев автоблокбастер, и со временем стать штурманом, который будет получать зарплату.
Мы попросили девушек-штурманов поделиться историями о том, как их занесло в это неженское дело и в чем прелесть этого занятия, а также узнали мнение их коллег-мужчин.
Анна Завершинская, автомобильный журналист, чемпион России по ралли в абсолютном зачете, призер этапа чемпионата мира по ралли
— Когда я только занялась ралли, у меня была работа с нормальной пятидневкой: директор по логистике. И несколько лет весь отпуск и какие-то дни за свой счет полностью уходили на гонки. И в какой-то момент гонки стало невозможно совмещать с работой.
Пришла ли я за адреналином? Наверное, да. Но со временем ты учишься, развиваешься, ставишь перед собой новые задачи, и главным становится другое – результат.
Лично я не сталкивалась с каким-то предвзятым отношением из-за того, что я девушка-штурман. Но я никогда и не делала на этом акцент. Либо ты выполняешь свои обязанности, либо нет. Возможно, у кого-то и есть принципиальная позиция: справа не должна сидеть женщина. Может, кому-то сложно воспринимать женский голос.
Или другая ситуация. Сейчас в ралли или ралли-рейдах много так называемых джентльмен-драйверов – состоятельных людей, которые ездят ради удовольствия. Они не ставят перед собой больших спортивных задач.
Поэтому справа им нужен, по сути, играющий тренер, который, если надо, и подскажет, и машину отремонтирует. Понятно, что на такую роль лучше подойдет мужчина.
Конечно, физически это тяжелая работа — особенно на соревнованиях уровня чемпионата мира. Этап длится больше недели. Каждый день расписан, надо вставать в шесть утра, и если лег в 12 ночи – это хорошо. Для меня самое тяжелое – это как раз не высыпаться.
А вот менять колесо не так сложно, для этого есть специальные тренировки. Тут главное – грамотно распределить обязанности. Например, пока пилот достает колесо, я уже откручиваю старое.
Еще бывает очень жарко. Вот, например, ралли «Гуково» в Ростовской области: август, на улице, наверное, плюс 40 в тени. Машины после дневного сервиса стоят на солнцепеке. И когда мы садимся в салон, невозможно дотронуться до ремней, чтобы пристегнуться, — до такой степени раскалились металлические части. А ты при этом в огнеупорном комбинезоне и шлеме.
Случается, что машина застревает — теперь я знаю, что из снега откапываться значительно сложнее, чем из песка. Песок может быть очень горячим, но он все-таки мягкий. А когда машина прилипает к снежному отвалу, то мокрый и холодный снег под днищем моментально превращается в камень. Когда заканчиваешь, обычно весь комбинезон промокает — так и едешь дальше.
Бывает и страшно. Когда вылетаешь с трассы — и не знаешь куда. Однажды на ралли в Испании мы перевернулись и, перелетев через ограждение, упали с дороги. Дело было в горах, и куда летим, я не знала. Когда читаешь стенограмму, на дорогу смотреть почти некогда. К счастью, было не очень высоко, внизу росла какая-то трава, и все обошлось.
Как пилот, кстати, я тоже проехала пару гонок — поняла, что это не мое.
Многие спрашивают: какое удовольствие получает штурман? Но штурман – это своего рода «серый кардинал». По сути, ты управляешь и тем, кто сидит слева, и автомобилем одновременно.
Интересно, что взаимопонимание в экипаже не возникает с первой гонки. Все приходит в процессе. Когда-то нужно поговорить, а когда-то – наоборот. Штурман – это и партнер, и друг, и психолог. Пилот во время гонки должен думать только о том, как рулить, всеми остальными вопросами занимается штурман.
Елена Василенко, победитель Кубка России, чемпион страны в классе R3
— После выхода фильма «Форсаж» стали очень популярны стритрейсинг, нелегальные гонки и т.п. И мы с группой друзей очень этим увлеклись. В какой-то момент нас пригласили в автомобильную федерацию Челябинской области и сказали: давайте мы вам покажем официальный спорт и вы не будете заниматься этой ерундой на улицах.
Так я в 2005 году пришла в ралли, причем у нас в Уральском регионе все еще распространены ралли третьей категории: туда может приехать любой человек на той машине, на которой завтра поедет на работу. Потом уже были гонки более высоких классов. Так и завертелось.
Изначально это было хобби, но со временем, когда накопился опыт, гонки превратились скорее в работу. На определенном уровне тебя приглашают уже ради результата, а не чтобы просто прокатиться.
Бывало ли мне страшно? Конечно. Причем порой не за свою жизнь, а за то, что вот сейчас вылетишь с трассы — и не будет результата. Однажды у нас был очень серьезный «убор» на гонке в Карелии (то есть машина вылетела с трассы. — «Газета.Ru»): порядка семи оборотов через морду, автомобиль восстановлению не подлежал.
И внутри себя я ждала: будет ли страх? За три недели мы построили новую машину и поехали на следующую гонку. Но страха не было. Наверно, это и есть профессионализм.
Приходилось ли мне слышать, что это не женское дело? Да. Оно ведь действительно не совсем женское, если говорить о традиционном понимании. От штурмана требуются такие качества, которые девушке изначально вроде бы не очень-то присущи.
Там нет места, например, плавности и размеренности, все решения должны приниматься быстро.
Но если мы говорим о современном мире, когда женщины делают все, то почему бы им не быть и в гонках?
Был период, когда я ездила с мужем. Мы познакомились на ралли. К 2010 году я уже считалась достаточно опытным штурманом — однажды мне позвонил начинающий пилот, которому меня порекомендовали. То есть сначала мы были просто экипажем, а потом уже возникли какие-то отношения. Уже будучи женатыми, мы выиграли Кубок России и стали чемпионами в своем классе.
Поэтому я всегда смеюсь, что у меня есть два режима — «жена» и «штурман». Когда я приезжаю на гонку, включается второй, когда мы возвращаемся домой — первый. И между собой эти два состояния вообще не пересекаются. Во время гонок бывало всякое, но мы никогда друг на друга не обижались.
В российском ралли женщин-штурманов не так много: на всю страну человек 10–15 максимум. И все достаточно успешны.
Посредственных штурманов-парней много. Но посредственных девушек практически не бывает. Девушки либо приходят в ралли и после одной-двух гонок уходят, либо добиваются результатов.
Лично я за все время не встречала категорической позиции: с девушкой не поеду. Острожную реакцию видела. Но я в этом вижу скорее психологию: когда рядом сидит парень, пилот не чувствует такую большую ответственность, как когда справа девушка.
И кому-то сложно перестроиться и принять тот факт, что ее также можно отправить менять колеса или толкать машину. Пусть какая-то физическая работа вроде замены колеса и требует от девушки большей натренированности.
Алексей Щукин, один из самых опытных и титулованных российских штурманов, обладатель Кубка Европы — 1995
— Думаю вот что: по функционалу никаких различий между штурманом-женщиной и штурманом-мужчиной нет. Везде есть как свои плюсы, так и минусы.
От девушки в меньшей степени можно ожидать помощи в случае возникновения каких-то технических проблем. Но никто не подходит к выбору штурмана с позиции «мне бы верблюда поздоровее». К тому же есть хороший способ это обойти: чтобы не втягивать женщину в погрузочно-разгрузочные работы, не надо пробивать колеса и ломать другие части автомобиля. Тогда ей не придется ничего таскать.
Плюс недостаток физической силы перекрывается несомненным достоинством: девушки более ответственны и аккуратны. Кроме того, задача штурмана состоит не только в чтении и диктовке определенных бумажек, но и в создании определенного микроклимата. В этих вопросах прекрасный пол преуспевает гораздо больше.
Часто в штурманы идут мужчины, которые сами не могут ездить по тем или иным причинам или у них что-то не сложилось. И часто они с этими нереализованными амбициями давят на пилота, полагая, что знают лучше.
В ралли от штурмана ты получаешь ровно то, что сам дал ему перед гонкой. Но это может быть в чистом, аккуратном виде, а может — с комментариями, нравоучениями и советами.
Возникают проблемы с субординацией. С девушками такого обычно не бывает. И для экипажа это очень здорово.
Любой нормальный пилот предпочтет три дня проехать спокойно или потратить лишние 20 секунд на замене колеса, чем будет терпеть мужика, который молнией меняет колесо, но будет три дня выносить тебе мозг.
Что за девушки идут в ралли? Одержимые (улыбается). Такие же, кто прыгает с парашютом или лезет в горы. В данном случае страсть заключается в тяге к скорости, приключениям, адреналину.
Почему их не так много? Потому что процент сумасшедших в принципе не очень высок. Это не вопрос выбора мужчин, это вопрос выбора женщин. Не все девушки, особенно здравомыслящие, понимающие, к каким последствиям это может привести, бегут вприпрыжку к парашюту, боксерской груше или на борцовский ковер, верно?
Супружеские пары в одном экипаже бывают, но это не очень популярно. Это скорее российская практика, и распространена она обычно не на очень серьезном уровне.
Ведь чем профессиональнее уровень, тем меньше времени на все эти шуры-муры.
Но за мужем никто в ралли не приходит. Скорее бывает так: сначала экипаж формируется по профессиональному признаку, но некоторые такие союзы потом заканчиваются браками. Но я бы не сказал, что это тенденция. Девушки-штурманы — это не жены декабристов. Массового похода за мужьями тут нет.