По данным за 2012 год, в России 25% мужчин умирают в возрасте до 55 лет. Для сравнения, в Великобритании — 7%. Многих русских мужчин губит водка. Этот общеизвестный тезис тем не менее нуждается в объективных доказательствах, и они были получены в ходе научных исследований. Результаты одного такого обширного многолетнего исследования, в котором кроме ученых из Российского онкологического научного центра под руководством профессора, члена-корреспондента РАМН Давида Заридзе приняли участие британские и французские специалисты, были опубликованы в ночь на пятницу по Москве в журнале The Lancet.
До сих пор связь потребления водки с преждевременной смертностью оценивалась в ретроспективных исследованиях. В 2009 году авторы новой статьи опубликовали в том же журнале The Lancet данные такого исследования. Они проанализировали причины почти 50 тыс. смертей в трех российских городах — Томске, Бийске и Барнауле — и опросили членов семей о привычках и количестве выпиваемого алкоголя их погибшими родственниками.
Опросы показали, что 47% мужчин и 11% женщин выпивали по крайней мере по бутылке водки в неделю, а у некоторых норма доходила до бутылки водки в день.
Как писала «Газета.Ru» о данном исследовании, 52% всех смертей среди трудоспособного населения в России оказались связаны с употреблением алкоголя.
Теперь ученые опубликовали результаты проспективного исследования, проведенного в тех же трех городах. Авторы выбрали эти города как типичные города Сибири с преимущественно европейским населением. В течение 1999–2008 годов они проводили опросы среди 200 тыс. жителей Томска, Бийска и Барнаула относительно их образа жизни и потребления алкоголя, 12 тыс. из них через несколько лет опросили повторно.
Более 151 тыс. респондентов проследили до 2010 года и проанализировали смертность среди них в зависимости от их привычек — употребления алкоголя и курения. За десять лет из этой когорты умерли около 8 тыс. человек.
По результатам авторы вычислили 20-летний период риска смерти для двух возрастных категорий мужчин, причем курящих. Поскольку практически все сильно пьющие мужчины курили, этот фактор рассматривали в связке с потреблением водки, хотя отдельно ученые проанализировали алкогольный риск смертности для некурящих мужчин и для женщин.
Жители Томска, Бийска и Барнаула пили, конечно, не только водку, но и пиво и вино. Но авторы исследования отмечают, что в алкогольной картине менее крепкие спиртные напитки были представлены незначительно, так что при анализе результатов учитывали потребление именно водки.
Среди опрошенного мужского населения выделили три группы: пьющие мало (сюда попали те, кто завязал, кто никогда не пил, и те, кто выпивал не больше бутылки водки в неделю), пьющие средне (кто выпивал от одной до трех бутылок водки в неделю) и пьющие много (три и больше бутылок водки в неделю). В каждой из этих групп подсчитали число умерших, проанализировали причины смерти и вычислили риск смерти, связанный с водкой.
Для курящих мужчин в возрасте 35–54 лет среднегодовая смертность составила 21,3 на 1000 человек в группе сильно пьющих по сравнению с 8,5 в группе малопьющих. В возрасте 55–74 лет смертность составила 51,1 и 34,4 в группах много- и малопьющих соответственно.
Ученые вычислили риск умереть от водки в течение 20 лет в каждой из групп. Среди курящих мужчин в возрасте 35–54 лет этот риск составил 16% для тех, кто выпивал меньше бутылки водки в неделю, 20% — для тех, кто выпивал одну-три бутылки водки в неделю, и 35% — для тех, кто выпивал больше трех бутылок водки в неделю. В следующей возрастной группе — 55–74 года — этот риск в зависимости от количества водки в неделю составил 50, 54 и 64% соответственно.
«В обеих возрастных группах потребление водки увеличивало смертность по причинам, так или иначе связанным с алкоголем», — пишут исследователи. Это смерть от отравлений, несчастных случаев, насилия, суицида, а также болезней печени, туберкулеза, пневмонии, панкреатита, ишемии и инфаркта миокарда.
Это первое масштабное проспективное исследование убедительно доказывает, что водка — главная причина смертности в России, утверждают авторы статьи.
Алкогольная смертность довольно сильно менялась начиная с 1980-х годов, что было связано с социально-экономическими причинами. Антиалкогольная кампания, начатая Михаилом Горбачевым в 1985 году, снизила ее на 25%. С 1991 года она вновь стала расти, что связывают с распадом СССР. Временное падение алкогольной смертности в 1998 году связывают с обвалом рубля, а снижение ее начиная с 2005 года — с принятием регулирующих законов.
Профессор Давид Заридзе, заместитель директора Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина, ответил на вопросы «Газеты.Ru».
— Как было организовано исследование? Какую роль в нем выполняли британские и французские специалисты?
— Я не только работаю в Москве, но я приглашенный профессор Оксфордского университета. И там есть группа статистиков, с которыми я провел статистический анализ исследования. В России у меня нет возможности обработать такое большое количество данных. Что касается французов, то это Международное агентство по изучению рака, дочерняя организация ВОЗ. Там я тоже работал в то время, когда мы начинали исследование.
Мы начали его в 1999 году, это огромное исследование, состоящее из нескольких этапов. Сначала мы провели анализ 25 вскрытий умерших россиян в Барнауле, Бийске и Томске. Мы хотели охватить больше городов, но именно в этих трех у нас сложились хорошие рабочие отношения с квалифицированными коллегами. Это был просто анализ причин смерти.
Самый главный вывод — у огромной доли, до четверти умерших, которым был поставлен диагноз смерти от сердечной недостаточности, в крови были несопоставимые с жизнью количества этанола, 4 промилле и выше.
Это значит, что высокая сердечно-сосудистая смертность в России частично определяется этим фактором. Они фактически умирают потому, что выпили чрезмерное количество водки. Эти данные мы опубликовали в журнале Int. Journal of epidemiology в 2008 году. Второй этап — мы ретроспективно изучили смертность 50 тыс. умерших в этих городах. Как мы это делали? Мы работали с участковыми врачами, которых мы подготовили к опросам. И третье, проспективное, исследование описано в последней статье. Эта когорта, 200 тыс. человек, которых мы исследовали, — уникальный ресурс для дальнейших исследований. В 80% случаев мы брали кровь у этих людей, так что мы имеем ресурс и для генетического исследования. Мы можем изучать на них же влияние питания, избыточного веса, кровяного давления и других факторов. Был такой известный человек, сэр Ричард Долл, который первый написал, что курение вызывает рак легкого. Он создал когорту 50 тыс. или 60 тыс. человек, которых наблюдал 50 лет, и опубликовал статью о наблюдениях. Вот и мы будем продолжать прослеживать судьбу нашей когорты.
— Основные результаты вы получили на курящих мужчинах. В связи с этим что вы можете сказать, усугубляет ли курение действие водки?
— Да, конечно, усугубляет. Это касается рака, болезней сердца, поджелудочной железы и прочих. Курение и алкоголь совместно вызывают мультипликативный эффект.
Но самое интересное, что среди сильно пьющих других-то и не было. Те, кто много пьет, и курят обязательно.
— Интересно, что, по данным ВОЗ, Россия по потреблению алкоголя на душу населения стоит вовсе не на первом месте. Почему же именно в нашей стране алкоголь так губительно сказывается на продолжительности жизни?
— Это верно, есть страны, где подушевое потребление алкоголя выше.
Но здесь важен тип потребления. В России ведь как: взял и выпил бутылку за один раз. Сразу и очень много.
Алкоголики есть везде, но уровень бытового пьянства у нас очень высок. И идиотская традиция, когда человек хвастается, что может выпить литр водки — и хоть бы что! Международные нормы потребления алкоголя: для мужчин — два-три дринка, это 60 грамм, а для женщин — 20 грамм. Когда я это рассказываю в нашей аудитории, стоит хохот.
Но законодательные меры по ограничению алкоголя в нашей стране оказали свое влияние, и с 2006 года потребление упало на треть. Так что кое-что наша власть все же делает.