От алкоголя умирают не только в России, но и во всем мире. Оценив масштаб проблемы в 16 странах Северной, Центральной и Южной Америки, специалисты Панамериканской организации здравоохранения (Pan American Health Organization, или PAHO), базирующейся в Вашингтоне, назвали алкоголизм важной причиной, приводящей к преждевременной смерти на этих континентах. Сообщение о своем исследовании они опубликовали в последнем выпуске журнала Addiction.
Для своего исследования авторы статьи воспользовались базой данных РАНО по смертности, проанализировав смерти, случившиеся за период 2007–2009 годов.
Статистика, как известно, дело хитрое, а в отношении смертности от алкоголизма — хитрое вдвойне. Если среднее количество алкоголиков в том или ином районе еще можно определить по количеству проданного и самодельного алкоголя и ряду других факторов, то выяснить, связана ли смерть конкретного человека с потреблением алкоголя, да и вообще был ли он алкоголиком, не всегда легко: алкогольная смерть часто маскируется под смерть от традиционной смертельной болезни. Поэтому исследователи сосредоточились на случаях, при которых алкоголь был «необходимой» причиной смерти, то есть таких, при которых смерть не произошла бы при отсутствии потребления алкоголя.
Выяснилось, что в 16 американских странах алкоголь убивает в среднем почти 80 тыс. человек в год.
«Уровни смертности, обнаруженные в нашем исследовании, — пишут авторы Вилма Гаврически и Маристела Монтейро, — всего лишь верхушка айсберга, указывающая на то, что проблема намного серьезнее. Есть множество заболеваний и обстоятельств, приводящих к смертельному исходу и связанных с употреблением алкоголя. Среди них — туберкулез, сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, эпилепсия, самоубийства, транспортные происшествия, насилие и т.д. Мы исследовали только те случаи, где смерть была прямо связана с потреблением алкоголя.
На самом деле число смертей, где алкоголь играл существенную роль, намного больше».
Самые высокие уровни смертности по причине алкоголя оказались в странах Центральной Америки — в Сальвадоре (27,4 на 100 000 смертей за год), Гватемале (22,3) и Никарагуа (21,3). Примечательно, что практически во всех обследованных странах, включая США и Канаду, основным алкогольным напитком является пиво; в Аргентине и Чили предпочитают вино; и только в четырех странах, включая три перечисленные с самым высоким уровнем смертности, большая доля потребления приходится на крепкие напитки. На четвертом месте по алкогольной смертности находится Куба.
Как и следовало ожидать, основная алкогольная смертность приходится на мужчин — 84%. Однако в разных странах гендерное соотношение очень сильно варьируется. Так, в Сальвадоре риск смерти от алкоголя для мужчин в 27,8 раза выше, чем для женщин, в Никарагуа он выше в 18,9 раза, а на Кубе — в 14,8 раза. В Канаде и США спирт убивает мужчин всего лишь в 3,2 раза чаще, чем женщин. Это можно было бы как-то объяснить высоким уровнем жизни или сильно развитым принципом гендерного равноправия, однако к этой высокоразвитой паре почему-то почти вплотную примыкает Перу, где женщины умирают от алкоголя в 4,3 раза реже.
Также сильно разнится этот риск в 16 странах по возрастным группам. Если в Аргентине, Канаде, Коста-Рике, Парагвае и США максимальный уровень смертности наступает для людей в возрасте 50–69 лет, то в Бразилии, Эквадоре и Венесуэле этот риск начинать возрастать раньше и растет от 40 до 49 лет, после чего стабилизируется и начинает спадать с семидесятилетнего возраста.
Ситуация, конечно, тревожная, но до сих пор малопонятная, поскольку неясно, с чем сравнивать американскую «верхушку айсберга», выявленную экспертами РАНО. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) присутствует множество болезней и ситуаций, приводящих к смерти в связи с употреблением алкоголя.
Российские органы статистики долгое время учитывали лишь три вида смертности, обусловленной алкоголем, — смертность по причине алкоголизма, алкогольная болезнь печени и отравление алкоголем или его суррогатами.
Только с 2005 года дополнительно стали собирать данные о летальных случаях в результате алкогольной кардиомиопатии, алкогольного панкреатита и алкогольной дегенерации нервной системы. По-прежнему не учитывается значение алкоголя при нарушениях мозгового кровообращения.
Так или иначе, по данным Александра Немцова из Московского НИИ Психиатрии, порядка полумиллиона человек в год в нашей стране умирают раньше положенного им срока за счет алкоголя.
В Европе, по данным ВОЗ, опубликованным в докладе 2013 года , ситуация тоже не из лучших.
Для европейских мужчин каждая 7-я смерть, а для женщин каждая 13-я обусловлены употреблением алкоголя.
В целом же в Европе от алкоголя ежегодно умирают 120 тыс. человек. Любопытно, что в европейских странах употребление алкоголя с начала 1990-х годов стабильно снижается, но картину портит восточный сектор ЕС. Употребление алкоголя здесь, начав было снижаться в первых годах нового тысячелетия, вновь стало возрастать. Лидерами остаются Венгрия, Румыния и прибалтийские страны. Соответственно, высока здесь и смертность, обусловленная алкоголем: 70–100 смертей на 100 тыс. человек.