Подростки, увлекающиеся телесериалами и компьютерными играми в ущерб своему физическому развитию, не только портят себе здоровье, но и демонстрируют худшую успеваемость по математике и другим дисциплинам (физика, биология и др.), чем их физически более активные сверстники. К такому выводу пришли британские ученые и рассказали о нем в статье, опубликованной в журнале British Journal of Sports Medicine.
Подростковой гиподинамии сегодня посвящается множество исследований — компьютеры и планшеты вносят в нее немалый вклад. Дефицит двигательной активности оказывает влияние на все системы организма, самым заметным признаком являются ожирение и снижение выносливости.
Изучив эти показатели за последние 46 лет, исследователи Университета Южной Австралии недавно заявили, что каждые десять лет выносливость детей и подростков в возрасте 9–17 лет в среднем по миру падает на 5%.
Теперь к последствиям гиподинамии добавилось ухудшение обучения.
Объединенная группа британских исследователей из университетов Бристоля, Глазго и Данди с участием американского коллеги из Университета штата Джорджия изучили данные, полученные о почти 5 тыс. подростков в возрасте 11, 13 и 16 лет в ходе обследования Avon Longitudinal Study of Parents and Children (ALSPAC) , проводимого на Юго-Западе Англии Бристольским университетом.
Школьникам предлагали в течение недели носить не снимая браслет с измерителем физической активности (по скорости передвижения). Ученые выяснили, что при рекомендуемой в США и Великобритании физической нагрузке для этих возрастных групп — по часу в день — в среднем мальчики были активны 29 минут в день, а девочки — 18 минут. Это существенно меньше требуемых показателей. Ситуация на самом деле еще серьезнее, если учесть недавние исследования, согласно которым часа в день для оптимального развития юного организма недостаточно и требуется увеличить ежедневное время нагрузки на 10–20 минут и даже еще на час.
Полученные данные ученые сравнили с показателями успеваемости по математике и естественнонаучным дисциплинам. По всем трем возрастным группам была обнаружена сильная корреляция между физической активностью и способностью к обучению. Особенно заметна была эта корреляция в возрасте 15–16 лет, когда школьники в конце учебного года сдают экзамены.
Каждые дополнительные 17 минут физической активности для мальчиков и 12 минут для девочек повышали экзаменационную оценку на один балл.
Особенно сильной связь между успеваемостью и физической активностью оказалась у представительниц женского пола. Ученые считают, что мозг девочек сильнее реагирует на повышение физической нагрузки, но, чтобы понять механизм этой реакции, нужны новые исследования.
Между тем слишком много физической активности тоже нехорошо. Группа исследователей из Швейцарии и Канады заявляет, что они точно определили границу, за которую переступать не стоит, если ты не профессиональный спортсмен и ничего важнее спорта для тебя не существует. Результаты своего исследования они опубликовали в журнале Archives of Disease in Childhood.
Чтобы определить эту границу, ученые выбрали группу из 1245 швейцарских молодых людей в возрасте 16–20 лет. Каждому из них они послали анкету с вопросами о физических данных, социоэкономическом статусе, характере занятий спортом и их интенсивности, состоянии здоровья и самочувствия. При анализе ответов ученые воспользовались индексатором самочувствия, принятым Всемирной организацией здравоохранения. Оно оценивается по 25-балльной шкале, показатель ниже 13 говорит о плохом самочувствии человека.
Средний балл самочувствия молодых людей составил около 17. Их разбили на группы по интенсивности занятий спортом. 35% молодых людей составили группу с низкой спортивной активностью (от 0 до 4 часов в неделю); 41,5% относились к группе со средней активностью (3,6–10,5 часа в неделю); 18,5% — к группе с высокой активностью (10,6–17,5 часа в неделю, 5% — с очень высокой активностью (17,5 часа в неделю).
При этом исследователи обнаружили, что хорошо себя чувствуют те юноши и девушки, которые занимаются спортом не мало, но и не слишком много.
Участники с низкой спортивной активностью чувствовали себя неважно, по индексатору ВОЗ они набрали меньше 13. В группах со средней и с высокой спортивной активностью самочувствие оценивалось высокими баллами.
А вот в группе с очень высокой активностью (более 17,5 часа) самочувствие было таким же невысоким, как и в группе с низкой активностью.
Самое хорошее самочувствие отмечалось у тех молодых людей, которые занимались спортом 14 часов в неделю. Это верхняя граница нормы, рекомендованной американскими органами здравоохранения (US Department of Health and Human Services) для подростков (от 7 до 14 часов в неделю).