Группа бразильских медиков из Университета Ландрины провела метаанализ всех доступных источников и пришла к выводу, что для дальнобойщиков, то есть для водителей грузовиков, совершающих междугородные и международные рейсы, употребление в пути спиртных напитков и наркотических средств представляет собой обычную практику во всем мире. Статья с результатами появилась в последнем номере журнала Occupational and Environmental Medicine. Это названо причиной для беспокойства, причем не только за здоровье водителей, но и за безопасность движения на дорогах.
Ученые в статье не перечисляют все страны, вошедшие в метаанализ, упоминают только, что большая часть из 36 проанализированных исследований проведена в странах с большой площадью, таких как Бразилия, США, Австралия. Это неудивительно, поскольку речь идет именно о дальнобойщиках, проводящих за рулем не одни сутки.
Впрочем, Россия среди них не упомянута — видимо, территория РФ слишком необъятна даже для таких относительно простых со статистической точки зрения исследований.
Данные по алкоголизму за рулем среди российских водителей можно посмотреть, например, в заметке отдела «Авто» «Газеты.Ru», где представлена официальная статистика ГИБДД.
В анализ же группы ученых, опубликовавших в ночь на вторник статью в Occupational and Environmental Medicine, вошли все же европейские страны: так, алкоголь в биологических образцах выявлен в наименьшем количестве среди дальнобойщиков Норвегии (0,1%), а в наибольшем — в США (12,5%). Амфетамины в биологических образцах выявлены меньше всего в Норвегии (0,2%), а больше всего — в Таиланде (82,5%). Кроме того, в той же Норвегии алкоголь в основном выявлялся в биологических образцах иностранных водителей.
Максимальная концентрация этанола в крови для профессиональных водителей составляла: Италия — 0,5 г/л, США — 0,4 г/л, Япония — 0,3 г/л, Австралия, Бразилия, Франция и Норвегия — 0,2 г/л.
Исследователи перелопатили около четырехсот доступных статей, посвященных вопросу пьянства и наркомании на дорогах, и, исключив повторы, обзоры, неинформативность и пр., выбрали для полного анализа 36 исследований, проведенных в разных странах начиная с 2000 года. Цифры в этих источниках варьировались, мягко говоря, в широких пределах, то есть от нуля процентов до ста.
Так, частота употребления спиртного в пути, по разным источникам, составила от 0,1 до 91%, употребление амфетаминов — от 0,2 до 82%, марихуаны — от 0,1 до 30%, и только кокаинистов оказалось сравнительно немного — от 0,1 до 8%.
Авторы объясняют этот разброс данных тем, что низкие проценты были получены в результате анализа биологических образцов — такой анализ не способен выявить следы алкоголя или наркотиков спустя несколько часов или несколько суток после их приема, что приводит к существенной недооценке истинного масштаба проблемы. Поэтому больше доверия у авторов вызвали исследования, основанные на опросах.
В зависимости от того, в какой стране проводились исследования, результаты различаются.
Так, оказалось, что спиртное в пути меньше всего употребляют в Пакистане (9,9%), а больше всего — в Бразилии (91%).
Средняя частота вождения в нетрезвом виде для дальнобойщиков оказалась действительно пугающей — 54%, то есть пьет каждый второй.
Что касается наркотиков, то средняя частота употребления амфетаминов оказалась равной 29% (от 0,9% в Италии до 70% в Бразилии), то есть употребляет каждый третий, употребление марихуаны в среднем равно 19,3%, то есть каждый пятый, и лишь кокаин в пути явно непопулярен (2,9%). Словом, мы не советовали бы читателю путешествовать по бразильским дорогам — там много-много водителей под кайфом.
Анализ также установил положительную корреляцию употребления алкоголя и наркотиков с такими факторами, как молодой возраст, длинные переезды, ночное вождение, высокие (как ни странно) доходы (или, наоборот, доходы ниже минимума, рекомендованного профсоюзами), алкоголизм и слишком небольшое количество часов, отведенных на отдых. Но если употребление спиртного больше бывает связано с личностными характеристиками водителя, то
прием амфетаминов, как утверждают авторы, главным образом вызван плохими условиями труда и в первую очередь малым количеством времени, отводимого на отдых.
Если в отношении алкоголя можно хоть что-нибудь предпринять, скажем ввести запрет на продажу спиртного на грузовых стоянках, заправках и т.д., то с наркотиками дело обстоит хуже. Водители грузовиков, утверждает в статье главный редактор журнала Аллард ван дер Бэек, употребляют их, чтобы бороться с долгими часами за рулем и усталостью. И эту культуру трудно изменить — по его словам, транспортные компании остаются при такой ситуации в финансовом выигрыше.