Сегодня люди стали жить заметно дольше, чем, скажем, 50 лет назад. Успехи медицины налицо. Но долгожительство не всегда означает долгую и здоровую жизнь. Во всем мире медики отмечают увеличение числа заболеваний, связанных с возрастом, в том числе болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, онкологических заболеваний, дегенеративных заболеваний сердца и пр.
Одна из причин этого роста – увеличение числа людей преклонного возраста. Как жить долго и не болеть – это остается до сих пор неразрешимой проблемой.
Всесторонне изучив вопрос с использованием математической модели, команда ученых из Университета Южной Калифорнии, Гарвардского университета, Колумбийского университета, Университета Квебека и Иллинойсского университета предлагает сменить фокус здравоохранения с борьбы с отдельными заболеваниями на борьбу со старением.
Надо уточнить, что исследования они проводили не в глобальном масштабе, а на примере США.
Даже средний успех в понимании механизмов старения и способов, которыми можно его замедлить, приведет к тому, что число людей, которые в возрасте 65 лет и старше остаются здоровыми, с 2030 до 2060 года будет расти каждый год на 5%, утверждают авторы статьи в журнале Health Affairs.
Для получения результатов ученые использовали модель Future Elderly Model, симулирующую состояние здоровья пожилых людей и расходы на здравоохранение в будущем. Исходно в модель заложили когорту людей в возрасте 51–52 лет и массу различных социоэкономических показателей. Модель проверила четыре сценария – «Статус-кво», «Борьба с раком», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и «Замедление старения».
По сценарию «Статус-кво» (если ничего не менять) в США число людей в возрасте 65 лет и старше в следующие 50 лет удвоится, с 43 млн в 2010 году до 106 млн в 2060 году. И около 28% в этой возрастной группе будет находиться в немощном (disabled) состоянии.
По сценариям №2 и №3 (борьба с раком и с ССЗ), как показала модель, число пожилых людей несколько увеличится, но примерно то же количество людей будут к 2060 году находиться в немощном состоянии.
В то же время сценарий замедления старения приведет к значительному увеличению числа здоровых пожилых людей.
К 2060 году, если верить модели, число здоровых пожилых американцев возрастет на 11,7 млн.
«В течение прошлых 50 лет большая часть прибавления продолжительности жизни была достигнута за счет снижения смертности от заболеваний, — замечает ведущий автор статьи Дана Голдман. — Но оказалось, что продолжительность жизни в немощном состоянии растет более быстрыми темпами, чем общая продолжительность жизни. Это ведет к тому, что число здоровых лет жизни не меняется или даже снижается. Если же мы научимся медленнее стареть, мы тем самым сможем отсрочить начало и прогрессию возрастных заболеваний».
Как показало исследование, победа над раком или сердечно-сосудистыми заболеваниями приведет к тому, что сегодняшние 51-летние люди получат дополнительный год жизни. В то время как замедление старения даст им два дополнительных года, причем, что важно, это будут годы здоровой жизни.
В отличие от сценария борьбы со смертельными болезнями замедление старения не окажет немедленного эффекта на здоровье общества, но зато этот эффект будет долговременным, подчеркивают авторы работы.
Как объясняют ученые, если мы боремся с отдельными болезнями и достигаем реального успеха в борьбе с одной болезнью, то голову начнет поднимать другая. Иными словами, если мы научимся радикально лечить сердечно-сосудистые заболевания, то люди будут больше умирать от рака, и наоборот. Старение само по себе является причиной немощи и болезней, подчеркивают исследователи.
Если мы научимся замедлять старение, то победим сразу множество факторов, которые вызывают разные возрастные болезни.
На пути достижения этой амбициозной цели указывают исследования. Это, безусловно, генетические исследования долгожителей, анализ маркеров старения на моделях животных, попытки фармакологической коррекции старения и нефармакологической коррекции, в том числе ограничения калорий.
Экономический эффект от реализации сценария замедления старения с учетом всех возможных выгод и затрат авторы статьи оценивают в $7,1 трлн в последующие 50 лет. Причем эта цифра не включает выгоду от интеллектуального долголетия пожилых людей, поскольку ее очень трудно оценить.