Некоторые ученые уподобляют человеческий организм механизму, в котором негодные части можно просто заменять, а еще лучше — чинить: вынул, поправил и вставил на место. Таким странным на первый взгляд методом специалисты медицинского факультета Университета Cв. Марианны (Кавасаки, Япония) и еще нескольких японских университетов и клиник, а также Стэнфордского университета (США) предлагают стимулировать образование яйцеклеток женщин репродуктивного возраста, страдающих первичной недостаточностью яичников. В работе, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, исследователи сообщают, что одна из их пациенток ждет ребенка, а другая родила здорового мальчика.
Яичники новорожденной девочки содержат около 800 тыс. зародышевых фолликулов, в каждом из которых заключена незрелая яйцеклетка. Когда приходит срок, яичники вырабатывают эстрогены, под действием которых фолликулы начинают один за другим расти. Раз в месяц яйцеклетка, готовая к оплодотворению, покидает созревший фолликул и движется по фаллопиевой трубе. Остальные фолликулы в это время дремлют, и многие из них останутся в таком состоянии десятки лет. У женщин, больных первичной недостаточностью яичников, выработка эстрогенов по непонятным причинам прекращается очень рано, и они входят в менопаузу еще до сорока лет. Для них единственный шанс родить ребенка — донорская яйцеклетка.
Но исследователи предположили, что в яичниках этих женщин сохранились собственные недозрелые яйцеклетки и надо лишь активизировать их.
Работая с мышами, ученые выяснили, что рост фолликула в яичнике контролирует сигнальный белок PTEN. Если заблокировать его действие, спящий фолликул начинает расти, и в нем созревает яйцеклетка. Так родился новый метод для получения зрелых яйцеклеток — активация in vitro — in vitro activation (IVA). В нем блокировку действия PTEN для большей эффективности сочетают с другим методом, известным с 1930-х годов: если механически повредить неактивный яичник, разрезав его или проделав дырочку, в нем иногда начинают созревать яйцеклетки. Этот метод использовали для лечения женщин с поликистозным синдромом яичников, также вызывающим бесплодие.
Оказалось, что механическое повреждение яичника вызывает полимеризацию клеточного белка актина, что, в свою очередь, влияет на сигнальный путь, называемый Hippo, который регулирует рост и размер многих органов.
В яичниках он следит за тем, чтобы одновременно росли и развивались лишь несколько фолликулов, а не все разом. В мышиных яичниках, сначала поврежденных механически, а затем обработанных препаратом, который блокирует активность PTEN, созревает больше фолликулов, чем под действием каждого из факторов.
Испытав метод на мышах, исследователи решились опробовать его на людях. Для тестирования отобрали 27 японок от 28 до 43 лет с ранней менопаузой (она началась от четырех до восьми лет назад). Обследование показало, что лишь у 13 пациенток в яичниках есть незрелые фолликулы.
Этим женщинам удалили оба яичника, разрезали их на кусочки и обработали лекарством, блокирующим активность PTEN. Затем кусочки через прокол вернули в женский организм, поместив рядом с фаллопиевыми трубами.
С помощью ультразвукового обследования и определения уровня гормонов ученые обнаружили рост фолликула у восьми женщин. Им назначили гормонотерапию, обычную для экстракорпорального оплодотворения, чтобы стимулировать овуляцию. Яйцеклетки созрели у пяти пациенток, их собрали, оплодотворили спермой партнеров, и образовавшиеся эмбрионы на стадии четырех клеток ввели в матку.
Одна из дам не смогла забеременеть, вторая ждет ребенка, а третья благополучно родила здорового мальчика — правда, при помощи кесарева сечения.
Еще две женщины готовятся к пересадке эмбриона.
Метод получился сложным, многоэтапным, с потерями на каждом этапе. Однако начало положено. Исследователи собираются искать лекарства, влияющие на сигнальные пути Hippo и PTEN, которые позволили бы не удалять яичники. Кроме того, они планируют проверить, годится ли новый метод для помощи женщинам, страдающим другими формами бесплодия, в том числе вызванными химиотерапией или облучением. Авторы надеются, что со временем он станет столь же рутинной процедурой, как экстракорпоральное оплодотворение, но для этого понадобится еще несколько лет.