«Ученые обнаружили неизвестный вирус» — похожие заголовки все чаще мелькают в новостных лентах. К сожалению, эти вирусы, как правило, оказываются возбудителями болезней животных и человека, и вирус обнаруживают вместе с очередным заболеванием. Врачи, эпидемиологи и потенциальные пациенты живут как на вулкане: никто не знает, откуда и какой ждать опасности. Но неведомый противник приобретает наконец реальные очертания. По подсчетам специалистов Центра инфекции и иммунитета Колумбийского университета (США) и некоммерческой организации EcoHealth Alliance, которые они опубликовали в онлайн-журнале mBio,
против нас не миллионы неизвестных вирусов, а всего лишь несколько сотен тысяч, и современные технологии позволяют в обозримом будущем идентифицировать большую их часть.
Если на планете не останется неизвестных вирусов, медики смогут ограничить распространение инфекции и в зародыше подавить развитие эпидемии.
Около 70% опасных вирусных заболеваний, таких как ВИЧ (СПИД), лихорадка Западного Нила, лихорадка Эбола, атипичная пневмония и грипп, представляют собой зоонозные инфекции, то есть люди могут заражаться этими вирусами от животных. Собственно, вирусы, вызывающие инфекции у человека и животных, и попадают обычно в поле зрения исследователей. Однако в дикой природе циркулирует огромный пул неучтенных вирусов, среди которых может быть много опасных для человека.
Если мы хотим эффективно бороться с опасными заболеваниями, необходимо выяснить, что это за вирусы и как они превращаются в возбудителей болезни.
Иными словами, нужно все вирусы обнаружить и описать, а мы даже не знаем точно, сколько их.
Приблизительную оценку провели специалисты Центра инфекций и иммунитета и EcoHealth Alliance. Исследователи отправились в джунгли Бангладеш собирать образцы вируса Nipah — возбудителя энцефалитов и тяжелейших респираторных заболеваний. Природный резервуар вируса — летучие лисицы, самые крупные летучие мыши с размахом крыльев до 180 см. Ученые собрали 1897 проб биологического материала, а затем в лаборатории с помощью полимеразной цепной реакции идентифицировали в полученных образцах 55 вирусов, принадлежащих к 9 семействам, причем только 5 из них, возбудители заболеваний человека, птиц и крупного рогатого скота, были ранее известны специалистам. Остальные 50 — новые, в том числе 10 вирусов семейства Nipah.
Применив статистические методы, исследователи предположили, что на самом деле в летучих лисицах циркулируют 58 видов вирусов, а общее их количество в 5486 известных видах млекопитающих составляет по крайней мере 320 тысяч.
Реально ли охарактеризовать их все? Технически это возможно. Центр инфекции и иммунитета располагает оборудованием для высокопроизводительного определения и анализа последовательностей ДНК. Вопрос, как всегда, упирается в деньги. Исходя из того, что отбор проб и исследование всех 58 вирусов летучих мышей будут стоить приблизительно $1,2 млн, сбор информации обо всех вирусах млекопитающих обойдется в $6,3 млрд. Поскольку работа с редкими видами млекопитающих стоит намного дороже,
оценка 85% вирусного разнообразия у наиболее распространенных видов обойдется всего в $1,4 млрд. На первый взгляд это дорого. Но затраты на борьбу с пандемией атипичной пневмонии составили $16 млрд.
С эпидемиями вирусных инфекций трудно бороться, гораздо эффективнее их предотвращать. Если знать, с каким вирусом мы имеем дело и как он распространяется в человеческой популяции, это позволит намного раньше поставить диагноз и существенно сократить количество заболевших. Поэтому расходы на тотальное исследование всех вирусов млекопитающих себя оправдают.
Правда, исследователи не исключают, что их расчеты неточны. Например, не все летучие лисицы Южной Азии могут быть обременены вирусами в той же степени, что в Бангладеш, в разных видах млекопитающих может циркулировать разное количество вирусов, и не все они представляют для человека одинаковую опасность. Цена сбора проб тоже может варьироваться: в одних районах работать дешевле, чем в Бангладеш, в других намного дороже.
Чтобы заполнить некоторые пробелы в своих подсчетах, исследователи собираются предпринять еще две экспедиции. Они планируют собрать пробы вирусов у приматов в Бангладеш, а также у летучих мышей, обитающих в Южной Америке. Эти эксперименты помогут выяснить, как отличается распространенность вирусов у разных видов млекопитающих в одном регионе и у сходных видов, населяющих разные континенты. Да, это недешево и хлопотно, но ученые ссылаются на Бенджамина Франклина, говорившего: «Унция профилактики стоит фунта лечения».