Если кто-то рядом теряет сознание и невозможно определить пульс на сонной артерии, это сигнал к тому, что произошла остановка сердца, и счет пошел на секунды. Если вы обучены приемам оказания первой помощи, то незамедлительно начнете ее оказывать до прибытия бригады «скорой помощи».
Официальные рекомендации по реанимации за последние годы существенно менялись как в нашей стране, так и за рубежом.
В Европе и США долгое время придерживались так называемой азбуки сердечно-легочной реанимации – ABC.
Следуя этой схеме, сначала надо было обеспечить проходимость дыхательных путей (A — air open the way), затем сделать искусственное дыхание (B — breath support) и только после этого, убедившись в отсутствии пульса на сонной артерии, приступить к непрямому массажу сердца, восстанавливающему кровообращение (С — circulation support).
В России такого приоритета придерживались с 70-х годов прошлого столетия, предваряя проведение компрессии грудной клетки (непрямой массаж сердца) прекардиальным ударом (ударом в области грудины). Это необходимо в случае отсутствия дефибриллятора, что для нашей страны обычная ситуация.
За границей в местах массового скопления людей – в аэропортах, торговых центрах, спортзалах – часто устанавливают автоматические внешние дефибрилляторы (AED), приборы для сердечно-легочной реанимации, подающие кратковременный ток высокого напряжения, чтобы запустить сердце. Эти приборы снабжены системой анализа ритма сердечных сокращений, по которым способны определить, что предпочтительнее – продолжать непрямой массаж сердца, начать дефибрилляцию или прекратить реанимационные мероприятия.
В российской действительности вероятность того, что на месте происшествия найдется человек, обученный навыкам оказания первой помощи, гораздо выше, чем вероятность того, что найдется устройство для дефибрилляции.
Но прекардиальный удар эффективен только в течение первой минуты после остановки сердца, а автоматический внешний дефибриллятор – в течение нескольких минут, причем с каждой минутой промедления его эффективность снижается на 10%.
Инженеры во всем мире пытаются совершенствовать внешний дефибриллятор и повышать эффективность его работы. Ученые из Университета Страны басков , Испания, и Института экспериментальных медицинских исследований в Осло, Норвегия, работают в этом направлении более 12 лет. Недавно они предложили два технических решения по усовершенствованию AED. Оба они касаются способа определения ритма сердечных сокращений.
Проблема заключается в том, что само нажатие на грудную клетку создает помехи для сигналов, которые анализирует AED.
Все работы по совершенствованию AED вот уже более 15 лет направлены на то, чтобы устранить эти помехи, но успех пока не достигнут.
В первой части работы, опубликованной в The American Journal of Emergency Medicine, ученые проанализировали, насколько часто система определения сердечного ритма, оснащенная подавителем фоновых шумов, рекомендует прерывать непрямой массаж сердца. Официальные предписания требуют останавливать компрессию каждые две минуты для того, чтоб измерить пульс. Если бы удалось надежно избавиться от фоновых помех, предположили ученые, то можно было бы продолжать реанимационные мероприятия, не прерываясь на эти измерения.
Они взяли данные о внебольничной реанимации за 2003–2005 годы, в общей сложности 241 запись с устройства AED, когда была применена дефибрилляция, и 634 записи, где система не предлагала применить дефибрилляцию. Используя систему фильтров при анализе сердечного ритма, они пришли к выводу, что с высокой вероятностью – почти 100% такая система позволит оценить необходимость применения электрического разряда и прекратить ненужную в этой ситуации компрессию. В тех же ситуациях, когда нужды в дефибрилляции нет, система позволит, не прерываясь, продолжить дальнейший непрямой массаж сердца. Причем, как показала их статистика, – в 60% случаев.
В другой своей статье, опубликованной в журнале Resuscitation, ученые предлагают альтернативу устранению фоновых помех при определении сердечного ритма – успеть проанализировать его за те 5 секунд, когда делают искусственное дыхание. В рекомендациях по реанимации сказано, что через каждые 30 нажатий на грудную клетку, выполняемых примерно за 20 секунд, нужно сделать два искусственных вдоха с интервалом в 5 секунд. 5 секунд – это «окно» для измерения пульса. Кроме того, есть еще одно «окно». Поскольку непрямой массаж сердца – очень тяжелая физическая работа, и один человек в состоянии провести лишь пять циклов реанимации в течение двух минут, он должен быть сменен другим. За эти несколько секунд – не более пяти – прибор мог бы измерить пульс. «Таким образом, мы могли бы надежно измерять этот показатель примерно каждые 20 секунд», — считают исследователи.
В тех же системах, которые используются до сих пор, на обработку сигнала уходит 9 секунд «простоя», когда каждая секунда на счету.
Для проверки своего алгоритма специалисты проанализировали измерения, полученные почти в 5000 таких вентиляционных пауз. Более чем в 90% случаев эти данные позволяли системе принять решение о том, продолжать непрямой массаж сердца или давать разряд тока. Чувствительность и специфичность метода также оказались достаточно высокими – 95,8%. Новая система оценки сердечного ритма установлена в одной из моделей дефибрилляторов, производимых сейчас в Испании. В сентябре планируется выпустить еще две модели, оснащенные подобной системой.