Ближневосточный коронавирус респираторного синдрома (Middle East respiratory syndrome coronavirus, MERS-CoV) впервые обнаружили в 2012 года на Ближнем Востоке.
Он вызывает тяжелую острую инфекцию дыхательных путей и, по состоянию на 2 августа 2013 года, по данным ВОЗ, унес уже 46 жизней.
С инфекцией крайне сложно бороться, поскольку медики пока не могут понять, как происходит заражение.
По данным интернациональной группы исследователей, руководимой Шанталь Рёскен из Национального института здравоохранения и окружающей среды Билтховен, Нидерланды,
люди могут заражаться коронавирусом от одногорбых верблюдов (дромадеров). Ученые обнаружили в крови животных антитела, специфичные к MERS-CoV.
Результаты исследований опубликованы в журнале The Lancet.
Пока неизвестен источник инфекции, с ней невозможно бороться. Некоторые пациенты заражались MERS-CoV от других людей, но такие случаи редки. У инфекции должен быть другой резервуар; скорее всего, люди получают вирус от животных, а коронавирусы легко адаптируются к новым хозяевам. В 2002–2003 годах человечеству угрожал респираторный синдром, вызванный коронавирусом SARS-CoV (атипичная пневмония). Оказалось, что этот вирус циркулирует в организме летучих мышей, а люди заражаются им через промежуточных хозяев — хищников. Известны и другие коронавирусы человека, имеющие общих предков с вирусами летучих мышей или крупного рогатого скота.
MERS-CoV тоже размножается в клетках летучих мышей, но в данном случае источником инфекции служат, скорее всего, не они. Действительно, люди встречаются с летучими мышами довольно редко. Заболевшие пациенты рассказывают, что контактировали с домашними животными, в том числе одногорбыми верблюдами и козами. Эти животные, а также коровы и овцы — основной источник мяса и молока для жителей Иордании, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, где зарегистрировано большинство заболеваний.
Ученые попробовали поискать вирус в крови домашних животных. Для этого они проанализировали пробы сыворотки крови у 80 коров, 40 овец, 40 коз, 155 одногорбых верблюдов и 34 животных, родственных дромадерам, из Омана, Нидерландов, Испании и Чили. Исследователей интересовало, содержит ли сыворотка антитела к специфическому белку вируса MERS-CoV. Если содержит, значит, животное в свое время этим вирусом заразилось. В качестве контроля использовали белки коронавирусов человека SARS-CoV и ОС43.
У коров, овец и коз, а также животных, родственных дромадерам, — двугорбых верблюдов, альпак и лам — антител к вирусу MERS-CoV не обнаружили.
Зато они присутствуют в крови всех пятидесяти оманских верблюдов и в небольшом количестве у 15 из 105 дромадеров Канарских островов.
На островах люди респираторным синдромом не болели. Можно сказать, что у канарских верблюдов короновирус редок или отсутствует. Возможно, когда-то среди них произошла вспышка инфекции, но к моменту отбора проб все давно утихло. Популяция дромадеров Канарских островов не связана с ближневосточной: начало ей положили верблюды, завезенные в XV веке из Африки, и с тех пор животные существуют почти изолированно.
Зато на Ближний Восток постоянно завозят большое количество верблюдов из Африки. Возможно, приток животных, чья иммунная система не подготовлена к встрече с вирусом, и привела к неблагоприятной инфекционной обстановке.
Таким образом, дромадеры Ближнего Востока могут быть одним из резервуаров MERS-CoV или чрезвычайно сходного с ним вируса.
Местные жители часто используют одногорбых верблюдов для поездок, едят их мясо и пьют верблюжье молоко, то есть вполне имеют возможность заразиться.
Шанталь Рёскен и ее коллеги обнаружили первый потенциальный резервуар инфекции. Это важный шаг к пониманию эпидемиологии MERS-CoV. Теперь необходимо выделить верблюжий вирус и сравнить его с человеческим. Нельзя пренебрегать и другими возможными источниками инфекции, у каждого больного нужно выяснять, с какими животными он контактировал и какие продукты употреблял. Выявив хозяев вируса, можно будет предотвратить его передачу человеку.