Землетрясение, которое произошло 11 марта 2011 года близ восточного побережья Японии, стало сильнейшим из зарегистрированных в этой стране и одним из самых разрушительных в мировой истории. По данным японских властей, тогда погибли около 16 тысяч человек, 2900 пропали без вести, более шести тысяч получили ранения и травмы. Почти все жертвы были жителями трех наиболее пострадавших префектур — Иватэ, Мияги и Фукусимы.
Помимо человеческих жертв, колоссальных экономических потерь и заражения территории Фукусимы после цунами в районе атомной электростанции стихия имела еще одно неожиданное последствие:
в наиболее пострадавших районах стало рождаться меньше мальчиков.
К такому выводу пришли медики под руководством Ральфа Каталано c факультета общественного здравоохранения Калифорнийского университета в Беркли. В своем исследовании, опубликованном в журнале Journal of Human Biology, ученые проанализировали медицинские записи, сделанные в роддомах пострадавших префектур с 2006-го по декабрь 2011 года.
После математической обработки данных и оценки пропорций между полами новорожденных до марта 2011 года выяснилось, что к декабрю того же года пострадавшие префектуры недосчитались почти трех тысяч мальчиков.
Иначе говоря, после землетрясения мальчиков в этих районах стало рождаться на 2,2% меньше, чем до катастрофы.
При этом регионы, не затронутые последствиями стихии, не ощутили уменьшения доли новорожденных мужского пола.
Подобные эффекты глобального масштаба наблюдались и ранее, например было установлено, что в США мальчиков стало рождаться меньше после кризиса 2008 года. Теперь же ученые хотели выяснить — то ли стресс во время беременности мешает мамам донашивать именно сыновей, то ли привычные пропорции (107 мальчиков на 100 девочек в среднем для мира) нарушаются уже в момент зачатия. Землетрясения, подобные восточнояпонскому землетрясению 2011 года, являются естественной проверкой обеих версий, считает Каталано: если сдвиг в пропорциях наблюдается уже вскоре после стресса, то причина кроется в выкидышах; если же отклонения видны и спустя девять месяцев после толчков, то сдвиг закладывается еще при зачатии.
«Наше открытие, сделанное после великого восточнояпонского землетрясения 2011 года, подтверждает гипотезу о том, что во время стрессов внутри популяции рождается меньше мальчиков. Их количество снижается как в момент зачатия, так и в результате естественного внутриутробного отбора», — уверены авторы работы. «Предположение о внутриутробной селекции также подтвердилось, поскольку мальчики шести из восьми наших выборок были зачаты задолго до землетрясения», — считают медики.
Причина более низкой рождаемости младенцев мужского пола в условиях стресса кроется, скорее всего, в эволюционных механизмах, считает Каталано. По статистике, мальчики чаще рождаются раньше срока и потому больше страдают от проблем, связанных с недостаточным весом, чем девочки.
Поэтому в тяжелые времена женщинам в целом предпочтительнее рожать сыновей, а не дочерей.
Триггером, заставляющих женщин чаще рожать девочек, может служить гормон хорионический гонадотропин, выделяемый плацентой во время беременности. Он помогает плоду сопротивляться иммунной системе матери и снижает опасность выкидыша. Поскольку у мальчиков в утробе матери этого гормона обычно меньше, их развитие чаще подвергается опасности.
По словам Уильяма Джеймса, который занимается проблемами рождаемости в Университетском колледже Лондона, дело может быть и в мужском гормоне тестостероне. В трудные времена или во время стихийных бедствий у мужчин производится меньше тестостерона, что уменьшает количество и качество сперматозоидов, несущих Y-хромосому, то есть ответственных за рождение сыновей.