Синтезированный в конце XIX века на японских островах метамфетамин (на Западе более известный под наименованием METH) изначально
использовался рядовыми японцами, а затем и камикадзе в качестве стимулирующего средства.
Со временем стало понятно, что у этого белого кристаллического вещества довольно много отрицательных побочных эффектов, что, впрочем, не помешало его широкому использованию военными (препарат первитин). Наркотическим веществом метамфетамин признали лишь в 90-х годах XX века. А до этого его применяли при лечении депрессии и нарколепсии.
В США метамфетамин по-прежнему популярен: интерес к наркотику поддерживается в том числе и продукцией массовой культуры.
Так, по последним данным, 12,3 миллиона американцев в возрасте от 12 лет — почти 5% от населения страны — хотя бы раз пробовали этот наркотик.
Подобная статистика ужаснула группу ученых из Отделения биомедицинских наук при Университете Лонг-Айленд, которая смогла прибавить к списку побочных эффектов метамфетамина как минимум один пункт. С результатами их исследования можно ознакомиться в свежем номере электронного научного журнала mBio.
Ученые исходили из того, что регулярный прием метамфетамина способствует приобретению вируса иммунодефицита и активному распространению ВИЧ-инфекции по организму. Кроме того, было известно, что
больные СПИДом метамфетаминщики зачастую умирают от осложнений, вызванных грибком Cryptococcus neoformans, который для здоровых людей практически безвреден.
Соединив два знания воедино, ученые решили выяснить, что стоит за данным феноменом и как с ним бороться.
Для этого они на протяжении трех недель ежедневно вводили лабораторным мышам дозу метамфетамина, а затем подвергли их воздействию гриба Cryptococcus neoformans.
У больных людей этот гриб первоначально поражает легкие, а затем переходит через гемато-энцефалический барьер между кровеносной и центральной нервной системами и вызывает менингит — воспаление оболочек мозга. Однако промежуток времени между первым и вторым зачастую составляет несколько месяцев, если не год.
В случае с мышами смерть наступила в течение девяти дней, и метамфетамин сыграл в этом не последнюю роль, как выяснили впоследствии ученые.
Изучив при помощи метода флуоресцентной микроскопии легкие метамфетаминовой мыши, пораженной грибом, исследователи поняли, что
метамфетамин усиливает взаимодействие Cryptococcus neoformans с клетками эпителия легких.
Через три дня у мышей появилась дыхательная недостаточность, а по прошествии недели ученые наблюдали в легких колоссальное количество грибов, окруженных оболочкой, напоминающей клейкий полисахарид.
Анализ показал, что в происшедшем виноват метамфетамин, который придает клеткам грибов больший отрицательный заряд, в результате чего те сильнее притягиваются к поверхности легких.
Кроме того, наркотик повышает способность Cryptococcus neoformans к формированию полисахаридных оболочек вокруг своих клеток, что, в свою очередь, позволяет грибу выживать и распространяться.
На восьмой день гриб уже поразил не только систему кровообращения, но и центральную нервную систему. В мышином мозгу ученые наблюдали колоссальное количество Cryptococcus neoformans, а также вырабатываемого грибами полисахарида. В результате грибной атаки клетки мозга подверглись повреждениям различной степени тяжести. На девятый день ученые констатировали смерть всех испытуемых мышей, кроме тех нескольких, что не подвергались инъекциям метамфетамина.
«Метамфетамин также полностью меняет структуру молекул, ответственных за поддержание гемато-энцефалического барьера.
Регулярный прием этого вещества приводит к тому, что любой вирус, бактерия или гриб с легкостью попадет в кровь, а оттуда прямиком в центральную нервную систему», — сообщил «Газете.Ru» глава группы исследователей доктор Даван Патель.
Проведенное американскими учеными исследование помогает глубже понять, какой вред наносит регулярный прием амфетамина, как он влияет на иммунную систему и организм в целом. В случае ВИЧ амфетамин не только увеличивает шансы на приобретение вируса, но и фактически сводит к нулю шанс больного ВИЧ-инфекцией на выживание.