Австралийцы выкурили бренды

Пачки сигарет без бренда подталкивают курильщиков к мысли об избавлении от дурной привычки

Илья Сайгонов
Введение единого стандарта оформления пачки сигарет — одноцветных, без торговой марки и с надписями, выполненными одинаковым шрифтом — приводит к уменьшению удовольствия от процесса курения, а также заставляет курильщиков задуматься о том, чтобы отказаться от пагубной привычки.

Впервые идея о том, чтобы сигаретные пачки имели стандартизированный дизайн — без цветных изображений, торговой марки и с надписями, нанесенными унифицированным шрифтом, появилась в Новой Зеландии в конце 1980-х гг. В дальнейшем это предложение обсуждалось еще в ряде стран, однако впервые в жизнь оно было претворено в Австралии.

В 2011 году здесь был издан первый в мире закон о серьезном ограничении дизайна сигаретной пачки.

С 1 сентября 2012 года все табачные изделия, производимые в Австралии, должны помещаться в простую темно-коричневую упаковку, на передней стороне которой 75% площади отводится устрашающей картинке и предупредительной надписи о вреде курения.

Фирменные логотипы на сигаретной пачке не изображаются, а название торговой марки набирается стандартизированным мелким шрифтом.

Первые такие пачки появились в продаже в октябре. А с 1 декабря 2012 все сигареты, которые продаются в магазинах, должны были соответствовать данным критериям. Осенью прошлого года также была проведена массирования кампания по борьбе с курением в СМИ.

Введение такой стандартизированной упаковки было направлено на уменьшение привлекательности табакокурения и снижение возможности упаковки ввести потребителей в заблуждение относительно вреда курения. Другая цель данной инициативы — повышение эффективности антитабачной пропаганды.

Несмотря на то что данный закон, скорее, был направлен на достижение долгосрочного эффекта, интересно также и его воздействие в краткосрочной перспективе. Чтобы оценить его влияние в короткий промежуток времени, австралийские ученые использовали переходной период. В рамках ежегодного опроса населения, проведенного в ноябре — начале декабря 2012 года, они попытались найти ответ на вопрос, изменилось ли отношение к табачным изделиям у тех, кто курит сигареты из новой упаковки, по сравнению с теми, кто продолжает использовать старые брендированные пачки. Результаты исследования были опубликованы в научном издании British Medical Journal

В ходе опроса, проведенного советом по раковым заболеваниям штата Виктория (Австралийский Союз), из 4004 респондентов 572 человека признались, что они в настоящий момент являются курильщиками. Однако не все из этой группы подошли исследователям: кто-то не смог или не захотел назвать марку сигарет, которую он курит, кто-то ответил, что курит необычные марки, и так далее.

Таким образом, всего выборка составила 536 потребителя табачной продукции.

С уменьшением количества брендированных пачек в продаже уменьшалось и число курящих их сигареты. В начале опроса количество курильщиков, потреблявших табачную продукцию из стандартизированной упаковки, составляло 57,2%, в конце — уже 85%. Таким образом, всего в исследовании участвовали 388 человек, перешедших на новую пачку, и 148, пока остающихся верным старому дизайну.

Участники опроса, курившие продукцию из стандартизированных пачек и сравнивая свои впечатления от процесса курения в прошлом году, стали оценивать сигареты как более низкие по качеству (30,6%) и менее удовлетворяющие их потребностям (26,2%). В то же самое время респонденты, продолжавшие курить табачную продукцию из обычной упаковки, не ощутили таких изменений: лишь 18,1% заявили, что качество потребляемого товара снизилось по сравнению с прошлым годом, и 14,9% — что они стали получать меньше удовольствия от процесса курения.

В отличие от своих коллег, пользующихся брендированными пачками, люди, купившие сигареты в стандартизированных упаковках, стали чаще задумываться о том, чтобы бросить курить.

36,8% подумывали о том, чтобы отказаться от пагубной привычки, хоть один раз в неделю, 25,8% планировали это сделать в течение месяца, а 68,8% намеревались избавиться от никотиновой зависимости за полгода. Многие называли отказ от сигарет в качестве одного из главных приоритетов в своей жизни. Брендированная упаковка с меньшей площадью антитабачной агитации хуже действовала на респондентов: меньшее их количество задумывались о своем здоровье. Еженедельно мысли о том, чтобы бросить курить, посещали лишь 21,8% опрошенных, 18,1% хотели избавиться от дурной привычки за месяц, а 57,1% — за полугодие.

Тем не менее изменение дизайна упаковки не привело к тому, что нововведения заставили чаще задумываться о вреде курения или, наоборот, о том, что вред курения недооценивается.

Также курильщики, пользующиеся брендированными и небрендированными упаковками, одинаково оценивали размещение на 75% площади пачки антитабачной пропаганды: что это правильный шаг, считали 53,5% и 54,4% соответственно.

«Тот факт, что курильщики, использующие стандартизированную упаковку, чаще задумываются о том, чтобы бросить… важен, поскольку частота мыслей о том, чтобы отказаться от курения, имеет высокую прогностическую валидность в последующих исследованиях реальных попыток бросить дурную привычку», — отмечают авторы исследования.