Работа, опубликованная в последнем номере журнала Psychological Science, исследует проблему внутреннего голоса или, точнее, внутренней речи. До этого она практически не изучалась и оставалась уделом литераторов и составителей анекдотов. Работая над диссертацией, посвященной этой теме, канадский психолог Марк Скотт из Отдела лингвистики Университета Британской Колумбии предположил, что здесь задействован так называемый упреждающий сигнал (corollary discharge), который еще называют «эфферентной копией», — электрический импульс мозга, который отделяет сенсорные ощущения, возникающие в нашей голове, от сенсорных ощущений, поступающих снаружи. Фактически это создаваемая в мозгу копия планируемого действия (звука или мышечного сокращения), предшествующая этому действию.
Идея о наличии упреждающего сигнала возникла еще в середине прошлого века, однако всерьез его начали изучать лишь несколько лет назад — например, на головастиках и сверчках. Так, в работе со сверчками в 2006 году европейские биологи описали некоторые особенности физиологии этих насекомых, которые «говорят» крыльями, а «слышат» ногами. У них работают интернейроны, которые копируют сигнал к действию, посылаемый крыльям, и тем самым позволяют сверчкам не слышать собственного пения, чтобы оно не заглушало звуки, приходящие извне (в первую очередь — ответное пение). Слышать его для сверчка очень важно, песенка для него – способ коммуникации.
Упреждающие сигналы генерируются и в человеческом мозге. Например, известно, что именно они не позволяют человеку щекотать самого себя: сколько бы вы ни ласкали пальцем или веточкой свою пятку, щекотно не будет, потому что упреждающий сигнал предупредит пятку о грядущей неприятности, и ощущение щекотки будет просто отключено.
Марк Скотт предположил: что-то похожее на внутренний голос сверчка происходит и в человеческом мозге.
«Мы проводим много времени в разговорах, — говорит он, — и звук нашего собственного голоса может перегрузить наш слух, мешая услышать другие звуки, когда мы говорим».
По его идее, упреждающий сигнал отфильтровывает издаваемые человеком звуки. Мы слышим самих себя, но это голос изнутри, а извне он нами не воспринимается и тем самым не мешает нам слышать внешние звуки. Проведенные им эксперименты это предположение подтвердили.
В них приняли участие 24 мужчины (выбирая добровольцев одного пола, Скотт устранял возможные гендерные различия). Испытуемые произносили «про себя» некоторые слоги, например, «эл» или «ар»,а снаружи до них доносились такие же и другие слоги, например «га» или «да». Эксперименты воспроизводили три ситуации: «слушание», когда испытуемый никаких звуков внутри себя не производил, а только слушал то, что происходит снаружи; «совпадение», при котором слоги, «произносимые» им, совпадали с теми, которые шли извне; и «противоречие», когда слоги, которые они внутренне произносили, не совпадали со слогами, транслируемыми в помещении, где проходил эксперимент.
Как заявляет Скотт, его исследования убедительно показывают, что внутренний голос существенно ослабляет внешние звуки, если они совпадают с внутренними. При таком совпадении люди почти не слышали внешних звуков.
Работа, проведенная канадским ученым, подтверждает его идею о влиянии упреждающего сигнала в механизме внутреннего голоса, хотя и не полностью доказывает. В любом случае, считает Марк Скотт, она может очень помочь медикам, работающими со слуховыми галлюцинациями, которые возникают, например, при шизофрении.