Активный ингредиент галлюциногенных грибов – псилоцибин — помогает стирать память о страхе и боли, а также при небольших дозах стимулирует образование новых нейронов в мозге – нейрогенез. Об открытии сообщает команда исследователей из Университета Южной Флориды в журнале Experimental Brain Research.
При экспериментах с мышами ученые обнаружили, что под действием псилоцибина мыши быстрее забывали негативный опыт — удар электрическим током.
У мышей в экспериментальной камере вырабатывали условный рефлекс. Животные слышали резкий звук, за которым следовал удар током через решетчатый пол камеры. После многократного повторения в ответ на звук мыши замирали, демонстрируя страх. После выработки и закрепления условного рефлекса мышей снова помещали в камеру и включали звук, но током при этом не били. Постепенно память о перенесенном страхе у них угасала.
Выяснилось, что у тех животных, которым перед опытом вводили псилоцибин, эта негативная память угасла быстрее, чем у контрольных животных, которым вводили физиологический раствор. «Они прекращали замирать, забывали свой страх», — объясняет профессор Хуан Санчес-Рамос, соавтор исследования. Причем псилоцибин оказал такой эффект при незначительной дозе, намного меньше той, которая вызывает психоактивные эффекты. Хотя, как заметил исследователь, «мышь не может сказать, что она чувствует — возникают ли у нее галлюцинации или измененное состояние сознания».
Псилоцибин впервые изолировали из грибов Psilocybe Mexicana, растущих в Центральной Америке. Это психоделик, обладающий галлюциногенными свойствами. Его пытались применять и в медицине для лечения депрессий и посттравматического синдрома, хотя в большинстве стран псилоцибин находится под запретом.
Биологи решили экспериментально проверить действие псилоцибина на формирование памяти. Еще было интересно изучить его влияние на образование нервных клеток в мозге – нейрогенез. Вопреки расхожему мнению, что «нервные клетки не восстанавливаются», в некоторых зонах мозга в течение всей жизни образуются новые нейроны из нейрональных стволовых клеток. К числу таких зон относится и гиппокамп. А уже было известно, что в нейрогенез вовлечены именно те серотониновые рецепторы, на которые действует псилоцибин.
Для изучения нейрогенеза в мозге мышей ученые применили стандартный прием – введение вещества, которое накапливается в делящихся клетках. После того как из мозга мышей изготовили тонкие срезы, специальная окраска пометила вновь образовавшиеся нейроны.
Таким образом выяснилось, что псилоцибин в малых дозах способствует угасанию негативной памяти у мышей. Вероятно, так же он действует и на пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством, и на депрессивных больных. Вместе с тем псилоцибин стимулирует нейрогенез. Биологи предполагают, что одно связано с другим. И эти свойства можно использовать «в мирных целях», если пытаться избавить больных от травмирующих воспоминаний или от депрессии. Но – и это очень важно – галлюциноген действует так только в малых дозах! Поэтому не стоит бежать в лес за поганками.