Синдром Дауна — генетическое заболевание, обусловленное дополнительной копией одной из хромосом 21-й пары или переносом ее участка на другую, негомологичную хромосому. Люди с синдромом Дауна более подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, лейкозам, а в старшем возрасте — к 40 годам — болезни Альцгеймера. По статистике, с такими генетическими отклонениями рождается каждый семисотый ребенок независимо от расы и социальной принадлежности.
Среди симптомов этой патологии задержка умственного и речевого развития, в ее основе лежит ослабление когнитивных функций — способности к обучению. Вместе с тем степень проявления данных признаков сильно варьирует, и у людей с синдромом Дауна нередко выявляются творческие возможности и таланты. Было бы замечательно найти способ повысить их способности к обучению и развитию.
Японская фармацевтическая компания Eisai, в научно-исследовательской деятельности которой участвуют ученые из Университета Нагасаки, на днях сделала заявление, что в августе приступит к клиническим испытаниям своего препарата против болезни Альцгеймера для борьбы с симптомами синдрома Дауна. Специалисты надеются скорректировать нарушение координации движений, расстройство сна, замкнутость.
Планируется, что препарат будут испытывать во всех японских клиниках на людях с синдромом Дауна в возрасте от 15 до 39 лет.
Предполагается, что через три-четыре года можно будет судить о его эффективности в коррекции данных симптомов.
Американские исследователи более осторожно подходят к применению лекарственных средств, широко используемых для лечения совсем других болезней. Так, один из препаратов против астмы (в России он входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств) ученые из Стэндфордского университета решили опробовать для начала на трансгенных мышах — экспериментальной модели синдрома Дауна с лишней 21-й хромосомой. Этот препарат относят к классу бета-адреномиметиков, веществ, стимулирующих рецепторы нейрорегуляторов — адреналина, норадреналина и дофамина. Оказалось, что в эксперименте препарат проявлял способность улучшать когнитивные способности трансгенных грызунов.
Интерпретируя результаты своего исследования, американские ученые пришли к выводу, что препарат стабилизирует нейронные связи в гиппокампе — отделе мозга, играющем ключевую роль в формировании памяти, пространственном обучении и других когнитивных процессах.
Для этих функций необходимо наличие норадреналина, который при синдроме Дауна, как правило, на очень низком уровне. Ранее ученые показали, что и у людей с синдромом Дауна, и у трансгенных мышей с лишней хромосомой снижена активность участков головного мозга, в которых синтезируется норадреналин. Следовательно, стратегия коррекции когнитивной дисфункции с помощью бета-адреномиметиков выбрана правильно.
В новом исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Biological Psychiatry, ученые из Стэнфорда взяли в качестве мишени одну группу рецепторов к норадреналину. Эти рецепторы они заблокировали с помощью ингибиторов. Затем в течение двух недель вводили противоастматический препарат, активирующий бета-2-адренорецепторы мозга. (Поскольку у людей с синдромом Дауна часто бывают сердечно-сосудистые проблемы, экспериментаторы стремились избегать активации другой группы норадреналиновых рецепторов — бета-1-адренорецепторов, которые в основном расположены в сердце.)
Через две недели после начала курса инъекций мыши с синдромом Дауна стали лучше обучаться различным навыкам, и этот факт воодушевил ученых.
В дальнейшем они планируют испытать это лекарство на людях с синдромом Дауна. Вместе с тем дозировка препарата в эксперименте была гораздо выше, чем при традиционном его использовании в борьбе с астмой. В случае если по каким-то причинам препарат окажется неподходящим, ученые подберут другое, более безопасное и эффективное лекарство, мишенью которого являются те же самые рецепторы.
Любопытно, что многие родители детей с синдромом Дауна высказали опасение: в случае подтвержденной эффективности препарата не приведет ли он к изменению свойств личности этих детей? Ведь хорошо известно, что носители данного генетического отклонения некорыстны, чисты душой и не знают лицемерия. «Наша цель заключается лишь в том, чтобы предоставить этим детям возможность лучше учиться в школе, — пояснил руководитель исследования доктор Ахмед Салехи. — Мы не собираемся менять их личность и взаимоотношения в социуме. Изменение личности — это гораздо более сложный процесс, чем активация подгруппы рецепторов в головном мозге».