На заводе в Орловской области запущен первый в России полный цикл производства инсулина в форме шприц-ручек — наиболее удобной больным диабетом. На мировом рынке такие устройства появились около 20 лет назад и привлекли пациентов простотой использования, а орловская линия по сборке шприц-ручек работает с 2011 года. Шприц-ручка представляет собой флакон с препаратом, механизм дозированной подачи и сменную иглу, с ее помощью инсулин проще вводить и дозировать, она создает минимум болевых ощущений, и такое устройство гораздо проще носить с собой, чем настоящий шприц с ампулами.
Проект был начат во исполнение поручения Владимира Путина, бывшего в то время премьер-министром, и губернатор Орловской области Александр Козлов неустанно подчеркивал роль политиков и партнеров из «Ростехнологий» в том, что проект вообще был осуществлен (его реализовала международная компания Sanofi, третий по размеру поставщик инсулина на российский рынок, по данным ЦМИ «Фармэксперт», а другие западные компании, приходившие на российский рынок с аналогичными предложениями, пока не смогли реализовать свои планы). Во время церемонии открытия подчеркивалось, что завод решает сразу две задачи — обеспечение россиян качественными препаратами и снижение зависимости от поставок иностранных лекарств.
Но вторая цель данным заводом явно не будет достигнута, по крайней мере в ближайшее время: сами вещества в сухом виде на орловский завод поступают из Германии.
Затем эту активную фармацевтическую субстанцию (кристаллический инсулин человеческий или аналоги инсулина человеческого) и вспомогательные компоненты для приготовления растворов/суспензий передают на производство со склада сырья, отвешивают на весовой станции с ламинарным потоком и загружают при работающей мешалке в смесители, предварительно наполненные водой для инъекций.
Продукция завода в Орле — это хорошо известные и человеческие, и аналоговые инсулины — длительного и короткого действия. Качество идентично качеству головного завода во Франкфурте.
Технологи завода признают, что не все российские препараты плохи, однако производства в большинстве своем не сертифицированы по стандартам GMP («Надлежащая производственная практика», Good Manufacturing Practice), поэтому не ясно, как отличить качественный препарат от посредственного. Так или иначе, получения гарантированно качественного препарата инсулинозависимые больные по-прежнему будут ждать из-за границы.
Человеческие инсулины и их аналоги производятся генетически модифицированными бактериями, то есть являются настоящими продуктами ГМО. Однако пациенты-диабетики ГМО не боятся: вещества, синтезируемые бактериями, гораздо более высокого качества и менее аллергенные для человека. Полный цикл производства инсулина в России реализован лишь на уровне маломощного производства на базе Института биоорганической химии РАН в Москве и на предприятии «Национальные биотехнологии» в Оболенске (на сайте последнем предприятии сообщается, что оно сертифицировано по стандартам GMP), однако они фасуют инсулин в неудобные контейнеры, подходящие в основном лишь для использования в больницах. Кроме того, они не предлагают пролонгированных инсулинов.
Монтаж собственного оборудования для производства шприц-ручек очень дорого стоит и пока не под силу производителям. Государство же поддерживает зарубежные компании.
«Медсинтез» в Новоуральске и «Фармстандарт» в Уфе фасуют импортный инсулин, но из-за небольших объемов производства его цены мало отличаются от полностью ввозного. Крупнейшими игроками на российском и мировом рынке остаются зарубежные Novo Nordisk, Sanofi-Aventis и Eli Lilly. По данным за 2011 год, на долю Novo Nordisk приходится 43,4% рынка, Eli Lilly — 27,6%, Sanofi-Aventis — 17,8%. Лишь на четвертом месте — «Фармстандарт» с 6%. Остальные производители не покрывают и 3% рынка. ИБХ РАН и «Национальные биотехнологии», предлагающие полный цикл производства, имели скромные 1,3 и 0,6% рынка соответственно.
Потребности российских больных в инсулине велики и продолжают расти.
Согласно официальной статистике (на 2011 год), в России диабетом больны более 3,3 млн человек, а в мире — около 285 млн человек. Впрочем, эксперты Эндокринологического научного центра считают, что реальное число диабетиков в России втрое больше — более 10 млн человек. Однако далеко не всем больным требуется инсулин: и в нашей стране, и в мире 90% больных — это пациенты с диабетом второго типа, неинсулинозависимым на начальном этапе. Диабет первого типа чаще всего наследственный. В качестве «спускового крючка» выступают различные инфекции, например энтеровирусы, восприимчивость к которым, в свою очередь, определяется работой лейкоцитарных антигенов.
Диабет первого типа чаще всего развивается в относительно раннем возрасте и не связан с образом жизни. Диабет второго типа, напротив, возникает в течение жизни под воздействием ряда внешних факторов, главный из которых — неправильное питание.
Ученые сходятся на том, что заболеваемость диабетом в ближайшие десять лет вырастет в разы. Хотя заболеваемость диабетом первого типа среди детей в течение XX века заметно выросла (ученые до сих пор спорят о причинах этого явления), основной прирост все-таки приносит диабет второго типа. Главная причина этого — неправильное питание и стресс. Биологически в такой ситуации любые питательные вещества откладываются в жировую ткань, так что стресс виноват не только в росте заболеваемости диабетом, но и в сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях. Особенно сильный рост будет наблюдаться в странах Азии и Африки, которые переходят к «западной диете» и соответствующему образу жизни.
Так как любую болезнь легче предотвратить, чем вылечить, то людям с риском развития диабета можно посоветовать избегать стресса, заниматься спортом, не переедать и не курить.