«Завязавший» алкоголик может легко сорваться, если о выпивке ему напомнит нечто – компания собутыльников, место, обстановка, вкус и запах спиртного. Возникшая в его мозгу ассоциация может стать тем ключом, который вновь потянет его к рюмке. По словам специалистов, большинство пациентов, лечившихся в клинике от алкоголизма, возвращается к прежнему образу жизни в течение первого года воздержания. Разорвать эту ассоциацию, которую называют также «алкоголь-связанной памятью», это один из методов лечения, которое используют врачи-наркологи.
Нейрофизиологи некоторое время назад показали, что память, уже сформировавшаяся в мозге, уязвима и подвержена стиранию в момент напоминания – повторения запомненной ситуации. Такое напоминание (ученые называют это реконсолидацией) — это перезапись диска, в процессе которого на старый файл накладывается новый.
А если непосредственно после напоминания заблокировать в мозге синтез белка или ввести вызывающую амнезию вещество, новая память не возникнет – произойдет просто стирание, без перезаписи.
Эти фундаментальные знания ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Тель-Авивского университета попытались применить с практической целью – стереть алкогольную память. Об испытаниях своего метода на животных авторы написали в журнале Nature Neuroscience.
Для блокирования алкогольной памяти они решили использовать mTORC1 – сигнальный путь. Это каскад биохимических реакций, необходимых для синтеза белков в дендритах — отростках нейронов, он вовлечен в работу синапсов – контактов между нейронами и в формирование памяти.
Исследователи приучали к потреблению алкоголя лабораторных крыс, давая им на выбор поилки с водой и с 20-процентным раствором этилового спирта. Затем они стали тренировать крыс в камере, где они могли снабжать себя алкоголем, нажимая на рычаг. После серии обучения животных посадили в жилые клетки, где они в течение 10 дней испытывали муки абстиненции из-за отсутствия алкоголя.
Напоминание о выпивке крысам устраивали двумя путями: помещая их в камеру с рычагом или давая нюхать раствор спирта. Контрольной группе крыс, которую перед этим также «подсадили» на алкоголь, о нем больше не напоминали. В результате крысы первой группы, как только представилась возможность, яростно набросились на рычаг, добывая раствор спирта, а у второй группы это поведение угасло.
У той и другой группы крыс измерили активность в мозге mTORC1 – сигнального пути. Ученые нашли, что этот путь активирован в нескольких зонах мозга у первой группы крыс (которым напоминали) в отличие от второй (которой не напоминали). Далее оказалось, что mTORC1 – сигнального пути запускает синтез белков, необходимых для формирования памяти.
Но если этот путь необходим для формирования алкогольной памяти, надо его заблокировать, сказали себе исследователи. И ввели крысам ингибитор mTORC1 — сигнального пути.
Лечение помогло – такие крысы нажимали на рычаг в несколько раз реже, чем те, которых не лечили, или же вообще не делали разницы между активным и неактивным рычагами.
Интересно, что такой биохимический механизм не сработал, когда ученые попробовали отучить крыс от потребления сладкого раствора сахарозы. То есть алкогольная память оказалась отличной от сладкой памяти.
Так ученые убедились в том, что разрыв ассоциации между алкогольными «ключами» и поведением – довольно эффективный способ для того, чтобы побороть алкогольную зависимость. То, что это получено на крысах, неудивительно, так как именно с них начинались многие работы по исследованию алкоголизма.
Самыми сильными «ключами» к алкогольному поведению человека являются, конечно, вкус и запах спиртного.
Так что терапевтическую стратегию для алкоголиков следует ориентировать на то, что эти стимулы чаще всего играют роль спускового крючка.
Иными словами, если принимать лекарство, блокирующее mTORC1 – сигнальный путь, после случайной рюмки она не должна, по идее, привести к срыву, так как алкогольная память окажется стертой.