Диабет – один из самых грозных вызовов здоровью всего населения планеты, но оказывается, у разных этнических групп диабет разный. Этому явлению посвящены две публикации, появившиеся 23 мая одновременно в двух научных журналах — PLoS Genetics и Diabetes Care. Оба исследования выполнены под руководством доцента медицинской школы Стэнфордского университета Атула Бутте.
Речь идет о диабете II типа, которым человек заболевает в зрелом возрасте.
Он развивается в двух состояниях: либо клетки поджелудочной железы начинают хуже справляться с производством инсулина, либо инсулина в организме достаточно, но клетки теряют чувствительность к нему, и развивается инсулиновая резистентность.
Обе проблемы ведут к одному и тому же результату – нарушается углеводный обмен, и в крови растет уровень глюкозы. По мере того как болезнь прогрессирует, недостаток инсулина дополняется инсулиновой резистентностью и наоборот.
В работе, результаты которой опубликованы в PLoS Genetics, исследователи из медицинского центра Стэнфордского университета изучали геном более 1000 людей из 51 популяции по всему миру. Причем все они принадлежат к коренным популяциям, исторически живущим на своей территории. Первый автор статьи Эрик Корона изучил в этих популяциях генетическую предрасположенность к более чем 100 болезням, пытаясь найти разницу между этносами. И обнаружил, что генетический риск диабета II типа имеет четкую географическую зависимость.
Риск заболеть им выше у африканцев и снижается по направлению миграции первых современных людей из Африки к Восточной Азии.
У жителей Китая, Японии и Кореи риск диабета гораздо ниже, так как у них имеются защитные варианты ключевых генов. Ученые составили географическую карту диабетических рисков, которая удивительно напоминает карту путей миграции Homo sapeins по миру.
«Миграции и приспособления к определенной среде обитания приводили к генетическим адаптациям у наших предков, — пишут авторы статьи в PLoS Genetics. –
Многие гены, ответственные за эти адаптации, также изменяли предрасположенность к болезням в разных популяциях.
Мы нашли, что генетический риск диабета II типа значительно снижается вдоль траектории миграции от Африки до Восточной Азии».
Во второй работе, опубликованной в Diabetes Care, Атул Бутте и его коллеги представили данные 3813 пациентов из трех этнических групп: африканцы, европейцы и жители Восточной Азии. У них измеряли уровень секреции инсулина и степень чувствительности клеток к инсулину. Оказалось, что три этнические группы различаются по этим показателям.
У африканцев в среднем выше резистентность к инсулину при его нормальной секреции. У восточных азиатов клетки поджелудочной железы образуют меньше инсулина, но чувствительность к нему нормальная.
Что касается европейцев, то они по показателям находятся где-то посередине, хотя чаще испытывают проблемы с секрецией инсулина. Исследователи показали, что, поскольку люди, принадлежащие к разным этническим группам, находятся на разных «стартовых позициях» в отношении углеводного обмена, диабет у них может развиваться по двум разным путям.
Это означает, что к пациентам разных этнических групп следует применять разные терапевтические подходы.
Бутте считает, что врачам следует постепенно переходить к персонализированной, таргетной терапии диабета, так же как в последние годы развивается таргетная терапия рака.