Новое исследование, проведенное группой ученых из Университета штата Вашингтон в Сиэтле, впервые показало, что овощи семейства пасленовых, особенно овощные перцы, существенно снижают риск развития болезни Паркинсона. Причина в том, что во всех растениях этого семейства, а не только в табаке содержится никотин.
Сообщение об этом появилось в последнем номере журнала Annals of Neurology.
Как известно, болезнь Паркинсона представляет собой возрастное нейродегенеративное заболевание, которое своим названием обязано британскому врачу Джеймсу Паркинсону, автору «Эссе о дрожательном параличе» (1817). При жизни Паркинсона этот труд был недооценен, и только впоследствии по настоянию французского невролога Жана Шарко болезнь была названа его именем. Для болезни Паркинсона характерны дрожание конечностей и лица, мышечная скованность, затруднения при ходьбе. Прогрессируя, болезнь приводит к снижению интеллектуальных способностей и в конечном счете к слабоумию. Это результат того, что в мозге разрушаются клетки, вырабатывающие дофамин, вещество — передатчик нервного сигнала, необходимое для мышечной деятельности.
По данным Фонда болезни Паркинсона (США, Нью-Йорк), во всем мире ею страдают до десяти миллионов человек, причем мужчин она поражает несколько чаще, чем женщин. Этиология болезни до конца не известна; предполагают, что у нее есть наследственный компонент. На сегодня эта болезнь неизлечима, но ее течение можно облегчить и даже предупредить.
Известно, например, что курильщики заболевают примерно в три раза реже. Несколько лет назад в экспериментах на мышах было доказано, что никотин примерно на четверть снижает число поврежденных дофаминовых нейронов.
Авторы статьи в Annals of Neurology в прошлом году показали, что даже пассивное курение может до некоторой степени предотвратить болезнь. Однако курение – очень опасная терапия, против него борется сегодня практически весь цивилизованный мир. Хотя для курильщика и снижается риск заболеть паркинсонизмом, для него высок риск просто-напросто до него не дожить.
Команда неврологов из Сиэтла, возглавляемая доктором Сьюзен Сирлз Нильсен, решила проверить защитное действие так называемого диетического никотина.
Это никотин, содержащийся в существенно более низких концентрациях в других пасленовых растениях, кроме табака, в первую очередь в овощных перцах.
Они опросили группу из 490 человек, у которых только что была диагностирована болезнь Паркинсона, и контрольную группу из 644 человек, не имеющих этой проблемы. Участники эксперимента заполняли анкету о своих пищевых привычках и курении. Вопросы о курении были чрезвычайно подробными: выявлялись люди, курящие более ста сигарет в день, курящие трубки, сигары и т. д. Такими же подробными были вопросы о потреблении овощей на протяжении всей предыдущей жизни опрашиваемых.
В результате опроса выяснилась интересная вещь: несмотря на низкое содержание никотина в перцах, чем чаще люди их употребляют, тем ниже их шансы заболеть болезнью Паркинсона.
Те, кто ест перцы пять-шесть раз в неделю, заболевали на 50% реже, чем те, кто употребляет их менее раза в неделю.
Что же до других пасленовых, то их влияния на болезнь Паркинсона обнаружено не было. «Преимущества, связанные с употреблением овощей семейства пасленовых, весьма специфичны, — говорит доктор Сирлз Нильсен. – Мы предполагали, что помидоры тоже могут снижать риск болезни Паркинсона, но пока это предположение не подтвердилось». Благотворное влияние перцев было особенно заметно у некурящих. По словам Сирлз Нильсен, это естественно, поскольку регулярное курение затмевает эффект «никотиновой диеты».
Однако неврологи оказались скептиками. Они называют работу сиэтлской команды интересной, но неубедительной и требующей дальнейших исследований. Собственно, то же самое признают и авторы открытия. «Конечно, — говорит Сирлз Нильсен, — очень бы хотелось считать, что частое употребление перцев может защитить от болезни Паркинсона, но мы должны принять во внимание и другие объяснения того, что наблюдали. В любом случае будет невредно включить перцы в свою диету. Важно только не переборщить с этим и помнить, что слишком много хорошего не всегда хорошо».