Эксперт объяснила, почему педагоги уходят из школ

Преподаватель Карташева: педагоги уходят из школ из-за зарплаты и бюрократии

Drazen Zigic/Shutterstock/FOTODOM

Низкая зарплата вынуждает учителей уходить или работать на полторы-две ставки. В 45% регионов оклад учителя составляет половину минимального размера оплаты труда (МРОТ), а в 39% регионов они составляет 50-70% от этого уровня. Из-за этого большинство учителей ищут подработку, рассказала «Газете.Ru» Анна Карташева, старший преподаватель Школьного Университета «Синергия», эксперт в области цифрового образования.

«Важно подчеркнуть, что заработная плата учителя состоит из оклада и стимулирующих выплат. Оклад мизерный, несоразмерен ответственности педагога и требованиям со стороны Минобрнауки. Стимулирующие выплаты — на усмотрение руководства», — объяснила она.

Также не все учителя могут брать две ставки в неделю и классное руководство. Однако в школах не хватает педагогических работников, что вынуждает их распределять нагрузку между собой. И многие едва могут тянуть этот груз.

«Педагог должен работать не количественно, а качественно. Поэтому классное руководство желают брать далеко не все. Причина проста — слишком много обязанностей, за которые преподаватель несет большую ответственность», — добавила эксперт.

Помимо низкой зарплаты и неподъемных нагрузок, отталкивает педагогов от работы в школе большой объем бумажной работы. Бюрократия мешает профессиональному росту учителей. Основной «убийца времени» — работа с документами и отчетами.

«В школах отсутствует единая образовательная система. Учебники постоянно переписываются. Каждый год — новые требования к воспитательной работе. Особенно остро это ощущается в регионах, где к требованиям министерства образования прибавляются требования местных властей. В больших городах это компенсируется неплохой технической оснащенностью классов, в сельской местности ситуация иная», — отметила она.

Еще одна причина увольнения из школ — изменение рабочих программ без подготовительной работы. Недавно были внедрены конструкторы, в которых педагоги должны были работать как методисты. Однако учебники, которые бы соответствовали программам, так и не выпустили.

Работа в школе требует не только большой психологической и интеллектуальной нагрузки, но и участия в многочисленных внешкольных мероприятиях, которые отнимают много сил и времени.

«Появилось много семинаров, проектов, конкурсов для учителей и детей. Конечно, есть хорошие проекты, в которых стоит поучаствовать, но и немало проходных, участия в которых можно избежать. Многие педагоги под грузом проблем задаются одним-единственным вопросом: «Когда же дадут нормально учить детей?» — подчеркнула Карташева.

Педагог несет ответственность абсолютно за все. При этом в правовом поле он никак не защищен. Часто получается так, что учитель находится между молотом и наковальней. С одной стороны — министерство образования, с другой — родители. Конечно, есть хорошие родители и их дети, но порой детей воспитывают по принципу «все разрешено». С таким подходом страдает дисциплина на уроках. Учащиеся знают: учитель не может ничего сделать. На самом деле это так и есть. Педагога могут унизить, оскорбить, и он еще останется виноват. Статус учителя нуждается в поддержке со стороны государства.

«Молодые педагоги, только приступив к своей деятельности, осознают, что их карьерные перспективы довольно туманны. Конечно, они мечтают о профессиональном росте — например, о создании собственного образовательного проекта или о должности директора школы. Однако в реальности выпускник педагогического вуза может рассчитывать только на работу учителем и подработку репетитором. И на этом, пожалуй, все. Переход в частную школу не представляется привлекательным карьерным вариантом», — констатировала она.

Репетиторский бум начался не во время пандемии, а намного раньше — с введением ОГЭ и ЕГЭ. Многие школьные учителя сегодня становятся репетиторами, чтобы избавить себя от колоссальной нагрузки, а также заработать на полноценную жизнь. Работа частным преподавателем имеет массу преимуществ. В отличие от школьного учителя, репетитор более свободен в своем выборе. Педагог в школе никак не изменит список класса, а частный преподаватель может отказаться от занятий с учеником, если его что-то не устраивает, обеспечив себе более комфортные условия труда.

«Следствием постоянного давления больших нагрузок и недостаточного уровня зарплат в школах становится то, что многие педагоги выбирают работу в онлайн-школах. В онлайн-школах, где уровень дохода зависит от количества проведенных уроков, учителя могут зарабатывать больше, уделяя внимание качественному преподаванию, а не разрываться на несколько ставок», — заявила эксперт.

Также педагоги уходят в онлайн-школы, чтобы избавиться от непомерной бюрократии. В традиционных школах значительная часть рабочего времени уходит на заполнение отчетов и работу с документами, что отнимает силы, которые могли бы быть потрачены на обучение и развитие учеников. Онлайн-школы зачастую предлагают более стандартизированные программы и удобные платформы для отчетности, что позволяет учителям сосредоточиться на содержательной части своей работы, резюмировала она.

Ранее психолог дала советы, как ребенку с пользой провести осенние каникулы.