Психолог дала советы, как ребенку с пользой провести осенние каникулы

Психолог Михайлова: на каникулах важно не выбиваться из установившегося режима сна

Shutterstock

Не так много времени осталось до первых в этом учебном году школьных каникул. Первая четверть — одна из самых сложных, ведь довольно много сил у ребенка уходит на адаптацию к учебной нагрузке. И теперь настало время отдохнуть и восстановить свои ресурсы. О том, как провести короткие каникулы с пользой, «Газете.Ru» рассказала Дарья Михайлова, медицинский психолог отделения медицинской реабилитации Российской детской клинической больницы Минздрава России.

«Важно отталкиваться от возраста ребенка. Чем он младше, тем больше нуждается во внешней организации деятельности в целом и досуга в частности. Дети постарше часто ждут каникулы, чтобы наконец заняться той активностью, на которую не хватало времени в процессе учебы: встретиться с друзьями, поиграть в компьютерные игры, сходить в гости к родственникам, посмотреть фильмы, почитать книги. А многие просто хотят выспаться и побыть дома. Каждое такое желание нормально и имеет право на существование, ведь все мы разные, а значит, и отдыхаем по-разному», — объяснила она.

Важно сильно не выбиваться из уже установившегося режима сна, поскольку в таком случае первые учебные недели пройдут гораздо сложнее. Старайтесь строже следить за временем отхода ко сну, а пробуждение может быть более поздним: предоставьте ребенку возможность понежиться в постели дольше обычного.

«Если все же хочется организовать досуг, то рекомендуется учитывать интересы ребенка. По возможности предлагайте совместные семейные активности: походы в парк, кинотеатр, театр, музей или на выставку. Можно даже спланировать небольшое путешествие в соседний город с посещением интересных мест и увлекательных активностей. Время, проведенное в кругу семьи за интересным занятием, укрепляет детско-родительские отношения, формируя ощущение безопасности, уверенности в «надежном тыле», чувства собственной значимости и нужности», — отметила психолог.

Отправлять ребенка в лагерь на каникулах также имеет место быть, однако не стоит им увлекаться с учащимися начальной школы. Необходимо помнить, что для ребенка все еще крайне важной остается игровая деятельность, а в ней важна спонтанность, возможность играть в то, что хочется, и тогда, когда этого хочется. Для детей постарше поездка в лагерь может быть отличной возможностью сменить обстановку, провести время с друзьями, завести знакомства, попробовать свои силы в освоении нового вида деятельности. Все это восполнит внутренний ресурс, который в дальнейшем позволит приступить к учебе с приятным послевкусием проведенного отдыха.

«Что касается кружков и секций, то, если дополнительные активности вдохновляют ребенка на новые свершения, можно продолжить посещение, регулируя лишь количество. Если мы видим, что ребенок еще в течение четверти идет на занятие без удовольствия, протестует, плачет, расстраивается, важно разобраться в причине такого поведения. Часто дело в том, что он перегружен и устал. В таком случае посещение дополнительных занятий на время каникул стоит отменить», — добавила она.

Ситуация, когда ребенку скучно, но сам он не может понять, чем бы ему хотелось заняться, — не редкость, и часто происходит вследствие того, что у детей младшего возраста еще не сформирован навык планирования собственной деятельности. В этом случае важно не упрекать ребенка в неумении самостоятельно придумать себе развлечение, а вместе с ним выбрать деятельность. На помощь придут воспоминания из собственного детства с предложением воплотить их в жизнь. Если это удалось, далее можно мягко предлагать ребенку проявлять инициативу и самостоятельно организовывать свой досуг.

«Если же это не помогает, расскажите о том, что состояние скуки — нормально и иногда бывает свойственно каждому человеку. Ощущение скуки вовсе не означает скорую необходимость найти себе занятие. Иногда можно позволить себе побыть в таком состоянии. Про это отлично написано в книге М. Зомороди «Разреши себе скучать». Предложите ребенку почитать ее вместе, убедившись в том, что состояние скуки бывает даже полезно для нашего мозга», — резюмировала она.

Ранее были названы самые большие сложности российских школьников в начале учебного года.