Непоступление в вуз может казаться концом света, причем как для школьника, которому свойственен максимализм в силу особенностей возраста, так и для родителей, которые воспринимают результат как личный проигрыш. Какие возможности открывает пауза в учебе и как с пользой провести время до следующего набора, «Газете.Ru» рассказал Михаил Левин, художник, преподаватель, директор программ высшего образования Universal University.
«Подготовительные программы в детском саду, минимум 9 классов школы, потом колледж или университет. Для среднестатистического ребенка, который начал учиться в семь, это означает около 15 лет непрерывной учебы. Старшеклассники проходят марафон из итоговых экзаменов и профильных вступительных испытаний, а в вузах продолжают делать домашние задания, работать с большим объемом информации, сдавать сессии и зачеты. С одной стороны, такой быстрый темп готовит к насыщенному графику во взрослой жизни. С другой — может сопровождаться стрессом и усталостью», — объяснил он.
По словам эксперта, постоянный поиск знаний — замечательная идея, если не забывать об отдыхе. Пауза в образовательном процессе спасает от выгорания и необходима для самоопределения и рефлексии. В суете последнего школьного года подросткам особенно важно разобраться в желаниях и оценить свои способности и таланты. Так меньше рисков превратиться в разочарованных выпускников вузов и оказаться в числе 45% россиян, которые идут работать не по специальности.
«В западных странах популярна традиция gap year — перерыв, который выпускники целенаправленно берут после школы. Они используют год для восстановления сил, перезагрузки, путешествий, волонтерства, осмысления себя и своих приоритетов. Без лишнего давления и груза ожиданий gappies могут определиться с направлением будущей карьеры и понять, как именно хотят прийти к целям. Такое решение поддерживает даже Гарвард: статистика показывает, что перерыв в учебе делает выбор специальности более осмысленным и повышает шансы на трудоустройство», — добавил Левин.
В России делать паузу после 11 класса не принято, чаще всего выпускники стремятся поступить в вуз сразу после окончания школы. Тем не менее результаты ЕГЭ действуют четыре года. Если баллы не устроили, можно пересдать экзамен весной, а свободное время провести с пользой и с удовольствием.
«От реакции родителей во многом зависит настрой подростка. Начните с себя: примите факт перерыва в учебе и оцените его с точки зрения возможностей. Изучите все доступные сценарии, обсудите их с ребенком и выберите те, которые вписываются в вашу общую картину мира», — отметил эксперт.
Например, «свободный» год можно использовать, чтобы перевести дух.
«Пауза поможет восстановить равновесие после напряженной учебы. Занятия спортом и хобби, распорядок дня и здоровый сон вернут стабильное эмоциональное состояние. К следующим экзаменам подросток подойдет с большим запасом сил и свежей головой. Это повысит концентрацию и способность усваивать знания в вузе. Набраться опыта и самостоятельности», — подчеркнул Левин.
В «свободный» год можно переключиться на другие сферы жизни. Это шанс попробовать новое и получить опыт внешкольного образования. Например, выпускник может устроиться на временную работу, пожить отдельно или отправиться в путешествие. Любой из вариантов подарит ценные уроки, навыки преодоления трудностей и самоорганизации, которые пригодятся в будущем. В вузе подростка ждут новый тип обучения, другая среда и ответственность: без чувства самостоятельности будет непросто.
«В 17-18 лет сложно наметить вектор. Перерыв будет полезен для знакомства с разными специальностями и погружения в среду. Можно посещать дни открытых дверей, задавать вопросы выпускникам и преподавателям, найти стажировку или волонтерскую программу. Так, выпускник подтвердит интерес к профессии и сможет увидеть «подводные камни», о которых не говорят», — отметил специалист.
Если не хватает знаний в конкретной области, «свободный» год можно потратить на размеренную подготовку к поступлению. Абитуриенты творческих специальностей могут набрать недостающие навыки и подготовиться к профильным испытаниям в спокойном темпе. В некоторых вузах есть программы «пред-бакалавриата», которые направлены на прокачку художественной, теоретической и технической базы. За год подростки усиливают свои hard- и soft-skills, становятся частью творческого сообщества, развивают креативное мышление и собирают качественное портфолио.
«К предстоящей паузе стоит подойти осознанно. Организованный отдых не превратится в «день сурка», а поможет вынести практический опыт и достичь целей», — сказал Левин.
Если выпускник отправляется в другой город, регион или даже страну, лучше связать путешествие со сферой, которая наиболее интересна. Например, любителям экспериментальной архитектуры понравится в Валенсии, Мадриде, Бильбао и других испанских городах, где творили прогрессивные мастера XX века. Если подросток хочет стать частью модной индустрии, условный Гамбург не поможет прикоснуться к мечте так, как Париж или Милан. А если он увлечен электронной музыкой, надо ехать не в Вену, а в Берлин.
«Визуализировать впечатления: можно завести небольшой блокнот и делать зарисовки. Конечно, в современном мире никуда без гаджетов: фото- и видеосъемка, надиктовка тоже имеют место быть. Главное — не гнаться за «лайками» в социальных сетях, а заниматься рефлексией. В отдельный дневник можно записывать, что понравилось, а что вызвало негативные эмоции с точки зрения контекста, сторителлинга или визуального оформления. Такая фиксация мыслей разносторонне развивает и учит отслеживать реакции», — рекомендовал он.
Использовать упражнения, которые переключают мышление. Они подталкивают к иному восприятию среды и предлагают гулять осмысленно: в определенный момент посмотреть под ноги, вернуться на десять шагов назад или записать окружающие звуки.
«Например, такие задания есть в мобильном приложении Dérive, которое призывает исследовать городское пространство в игровой форме. Нельзя сказать, что это важно для будущего архитектора, аниматора или промышленного дизайнера, но точно будет в плюс творческому человеку. Насмотренность и кругозор всегда полезны, а в период активного взросления и перемен — особенно», — резюмировал эксперт.
Ранее в Госдуме напомнили о мерах поддержки для семей со студентами.