Для многих детей школа становится источником стресса. Причины могут быть очень разными. Об этом «Газете.Ru» рассказала Виктория Подсухина, педагог, руководитель регионального преподавания образовательной компании MAXIMUM Education.
«Некоторые дети испытывают трудности в учебе, конфликты с учителями или одноклассниками также могут стать причиной нежелания посещать школу. Если школьник мало общается со сверстниками и не имеет друзей, его может преследовать чувство одиночества и непонимания, которое вызывает лишь неприязнь к учебному процессу», — объяснила она.
Для родителя очень важно понять, что кроется за нежеланием возвращаться в школу: каприз или объективная проблема.
«С одной стороны, ребенку может быть просто лень учиться, так может проявляться подростковый максимализм. С другой, его действительно могут преследовать трудности, с которыми приходится ежедневно бороться, что, конечно, не приносит ученику радости», — добавила эксперт.
Чтобы понять, что происходит, родителю нужно внимательно выслушивать ребенка и пытаться разобраться, что именно вызывает у него отрицательные эмоции. В отдельных случаях стоит обратиться за помощью к специалисту-психологу.
«Бывает и так, что подростку действительно сложно говорить о проблемах. Поддержать подростка помогут понимание и эмпатия со стороны родителя, заинтересованность в жизни ребенка, доверительные разговоры о том, что его волнует», — сказала педагог.
Чтобы помочь ребенку, во-первых, следует поговорить с педагогами.
«Задайте вопрос: «Какие у моего ребенка есть трудности, о которых мне нужно знать?» Если учитель низко оценивает работу учащегося, уточните, с чем это связано: качеством выполнения, сроками, дисциплиной. Возможно, ребенку просто не хватает концентрации и нужны дополнительные занятия. Учитель может отметить одиночество подростка. В этом случае необходимо предложить ребенку секции и кружки по интересам, участие в школьных мероприятиях. Задача родителя — помочь сохранить и развить социальные связи, например, организовывая поездки и праздники с друзьями или родственниками», — отметила специалист.
Стоит также спросить, как ребенок ведет себя на занятиях, на переменах, с кем общается. Он может подвергаться буллингу, что иногда сложно распознать со стороны. Обратите внимание на следующие признаки: резкое изменение активности, абсолютное нежелание возвращаться в школу, регулярные физические травмы, остающиеся без объяснений.
«Поговорите с учителем, спросите, что происходит в классе, кто обижает ребенка. Пообщайтесь с родителем обидчика, попытайтесь установить диалог, это может помочь выйти из ситуации. Если на ребенка негативно влияет сложившийся коллектив, проблему может решить переход в другой класс. Может выясниться, что у подростка конфликт с преподавателем. В таком случае родителю необходимо выслушать обе стороны и после провести совместную встречу с ребенком и педагогом для поиска компромисса. Поддерживайте ребенка, помогайте ему конструктивно выражать свои мысли. Если ситуация не разрешается, можно обратиться в администрацию. Если же обстановка в школе мешает хорошо учиться и не способствует эмоциональному благополучию, подумайте о смене учебного заведения», — подчеркнула она.
Однако бывает, что проблема не решается сменой школы, и в таком случае можно подумать об альтернативных вариантах. Семейное обучение подходит ребятам с особенностями темперамента, которым сложно учиться в обычной общеобразовательной школе.
«В условиях обучения на дому родитель может помочь ребенку преодолеть негативное отношение к учебе, поощряя его интерес и прикладываемые усилия. Позитивная обстановка в семье поможет не ассоциировать учебный процесс с наказанием и обязанностью, а видеть в нем возможность развиваться и сделать свою жизнь лучше и интереснее», — резюмировала Подсухина.
Ранее родителям объяснили, почему интереса ребенка недостаточно для выбора профессии.