Методист рассказала, почему взрослым не всегда подходит академическое обучение английскому

Методист Евстратова посоветовала взрослым учить язык по ESP-подходу

Shutterstock

Взрослым чаще всего трудно представить себя учеником, поэтому не всегда для освоения иностранного языка необходимо снова возвращаться за парту. Об этом «Газете.Ru» рассказала руководитель тренингового центра для преподавателей онлайн-школы Skyeng Марина Евстратова.

По ее словам, чаще всего взрослые хотят освоить какую-то отдельную сферу навыков, которая отвечает их задаче. Это могут быть как навыки для повседневного общения, например, умение объяснить за рубежом, что хочется заказать в меню, так и более сложные вещи, связанные с их работой.

«Обучение «впрок» менее эффективно, чем специализированное, применимое здесь и сейчас. Когда у студента есть другие дела (семья, работа, хобби и пр.), то приоритеты будут распределяться не в пользу такой неэффективной учебы Это сравнимо с тем, что ученик пришел на кулинарные курсы, чтобы научиться делать яичницу, а в итоге ему предлагают сначала узнать, какие бывают яйца, как приготовить яйцо-пашот, а только после этого переходят к практике. К этому времени он, скорее всего, решит, что готовка вообще не для него», — объяснила Евстратова.

Для студентов, желающих освоить какое-то отдельное направление, существует решение. В случае с английским, например, это английский для специальных целей или ESP (English for Specific Purposes). Его суть заключается в освоении студентом в первую очередь тех навыков, которые требуются ученику в конкретном случае. Например, английский для маркетологов, для менеджеров продукта, для разработчиков и тому подобные курсы.

«Главное отличие от обыкновенного изучения кроется в том, что ESP не предполагает знакомства с культурными особенностями изучаемого языка, а потому не подходит для изучения для саморазвития. В рамках подобного подхода некоторые навыки могут даваться урезано, чтобы освоить только тот пласт информации, который востребован студентом», — прокомментировала руководитель тренингового центра.

Чтобы успешно изучать язык с помощью ESP-подхода, нужно четко обозначить цели своего обучения. Именно опираясь на них преподаватель может предложить индивидуальный план обучения, который учтет пожелания студента. Например, в случае с изучением английского для путешествий, можно не так глубоко углубляться в специфическую лексику, применяемую в быту.

«При изучении языка в рамках этой концепции важно, чтобы преподаватель имел не только лингвистические навыки, но и понимал профессиональную сферу студента, например, был готов разбирать финансовую или бизнес-лексику. В таком случае такое обучение может позволить получить быстрый результат», — рассказала Евстратова.

Такой подход не заменит полноценного освоения языка, но позволит решить конкретные задачи, стоящие перед человеком, такие как трудоустройство, ведение переговоров на английском или коммуникация с коллегами. Благодаря нему можно не потерять мотивацию и продолжить обучение в дальнейшем.

«Эффективность такого подхода сравнима с реализацией мечты сыграть любимую песню на барабанах. И для это можно потратить множество лет, изучая нотную грамоту, правильную постановку рук и тому подобные вещи, по пути растеряв весь запал. А можно просто заучить отдельные фрагменты и в дальнейшем при желании уже освоить те части музыкальной грамотности, которых не хватает. Профессиональным музыкантом человек после этого не станет, но и не потеряет интерес к дальнейшему изучению, приобретя те навыки, которые он хотел. Однако язык, если его не использовать, выветривается из памяти достаточно быстро. А подход к изучению языка под конкретную цель помогает сразу начать применять его», — подытожила Евстратова.

Ранее ученые назвали причину трудностей при изучении сразу нескольких иностранных языков.