Родителям дали советы, как научить ребенка планировать свое время

Педагог Космидис: в 10-11 лет дети могут сами планировать некоторые задачи

Freepik

Успешное обучение в школе и на дополнительных занятиях во многом зависит от навыков планирования своего времени. Дети не обладают сознательностью взрослых, поэтому такое умение им необходимо прививать. Об этом «Газете.Ru» рассказала педагог, заместитель директора по внеурочной работе и дополнительному образованию школы «Новый взгляд» Елизавета Космидис.

По ее словам, у каждого ребенка свои темпы развития, поэтому возрастные рамки того, что может делать ребенок в рамках планирования своего времени, а также какую степень ответственности за это может на себя взять, варьируются.

«Уже в начальной школе можно рассказать ребенку о некоторых техниках, которые могут быть ему полезны и во взрослой жизни. Горизонт планирования у детей в начальной школе невелик, часто он ограничивается одной неделей, но чаще всего они способны воспринимать информацию с глубиной в 1-2 дня. С возрастом этот период увеличивается, и уже в 4-5 классе дети могут подходить к планированию более осознанно», — объяснила она.

В возрасте 10-11 лет дети уже могут планировать некоторые задачи самостоятельно при поддержке родителей. Но здесь также необходимо помнить, что ребенок может взять на себя некоторую степень ответственность за выполнение графика, но только при сопровождении родителей, которые будут направлять и терпеливо напоминать о тех делах, которые предстоят.

«В 7-8 классе горизонт планирования увеличивается. И дети, которые уже имеют опыт построения личного графика, могут самостоятельно расписывать свои задачи на 2-3 недели», — добавила педагог.

При начале планирования важно детям всех возрастов объяснить базовые потребности и их значение в жизни человека, а также необходимость их учитывать в режиме дня — речь идет о сне и питании.

«Мир, в котором мы живем, — часто это, конечно же, мир «жаворонков». Однако у всех людей разные периоды активности в течение дня, поэтому их необходимо учитывать при формировании плана ребенка на день. Если вашему сыну или дочери комфортнее и продуктивнее делать уроки вечером, то вы вполне можете построить его график с учетом этой особенности», — рекомендовала эксперт.

Вторая базовая потребность — питание. Ее также важно учесть, поскольку, например, подростки часто могут забывать о еде, увлекшись каким-либо занятием.

«После планирования базовых вещей необходимо перейти к школьным занятиям, дополнительным кружкам и секциям, а также личному времени. Но обязательно надо соблюдать баланс между учебой и личным временем. Ребенок должен иметь свободные временные периоды для занятий тем, что его увлекает, либо вообще для того, чтобы просто поваляться на диване и посмотреть какой-нибудь интересный ему фильм», — сказала педагог.

После построения графика важно объяснить ребенку необходимость его соблюдения. И как часто случается, родительский пример здесь более показателен, чем просто слова.

«Вы спланировали день, обсудили важность тех или иных запланированных действий, и теперь стоит вопрос о выполнении задуманного плана. Родителям надо вооружиться, прежде всего, терпением. Процесс привыкания к распорядку будет небыстрым. Родители должны будут часто напоминать детям о предстоящих занятиях, об оставшемся времени до того или иного действия. И здесь не надо забывать о том, что похвала — по-прежнему самый действенный метод мотивации. Хвалить ребенка за выполненные пункты графика — обязательно», — рекомендовала специалист.

Можно подключить к процессу отслеживания плана современные гаджеты. Существуют многочисленные приложения, которые позволяют отслеживать выполненные шаги, при этом делают это в игровой форме. Родители могут ознакомить ребенка с существующими различными техниками построения личного графика.

«Научить ребенка навыку планирования своего времени очень важно, поскольку постепенно с возрастом список стоящих перед ним задач будет только увеличиваться и без должного подхода и планирования успешность их выполнения может быть под вопросом. А уж во взрослом возрасте от планирования вообще никуда не деться, и намного легче ребенку войти во взрослую жизнь с уже отработанным навыком планирования», — резюмировала эксперт.

Ранее психологи установили личностную черту, которая повышает авторитет у подростков.