С точки зрения медицины, оптимальный возраст для интенсивного обучения — от 17 до 20 лет. Об этом «Газете.Ru» рассказала невролог Екатерина Демьяновская, кандидат медицинских наук, эксперт Лаборатории «Гемотест».
«В это время у людей наиболее активно работает стриатум, или полосатое тело, — особая структура мозга, которая задействована в процессе обучения: закрепления полученных навыков, формирования пунктуальности, консолидации памяти. Название «полосатое тело» объясняется тем, что эта область мозга представляет собой перемежающиеся участки серого и белого мозгового вещества», — сказала врач.
Такие данные подтверждают и научные эксперименты. Так, несколько лет назад исследователи из Нидерландов провели тест: пригласили 232 добровольца в возрасте от 8 до 25 лет и попросили их пройти задание — распределить изображения по трем ячейкам. Если добровольцы ошибались, то компьютер сообщал им об этом — давал подсказки. Результаты эксперимента показали, что лучше всего с задачей справились люди 17–20 лет. Они очень быстро обучались и показывали высокие результаты: точность, с которой они распределяли объекты, достигала 97%.
«Еще один аргумент за обучение в молодом возрасте связан не с работой мозга, а с общими психофизическими навыками. Студенты учатся взаимодействовать с самыми разными людьми, трудиться в режиме цейтнота (например, перед сессией), самостоятельно распределять время для отдыха и работы. Некоторым также приходится адаптироваться к новым климатическим условиям — если они решили учиться в другом городе или даже стране. Безусловно, сделать это проще в более молодом возрасте — когда психика более гибкая и адаптивная», — добавила врач.
Однако молодых людей подстерегает другая опасность — преждевременное снижение интеллектуальных способностей, связанное со злоупотреблением гаджетами. Эта болезнь XXI века получила название «цифровая деменция».
У людей, которые много времени проводят за компьютерами, планшетами и смартфонами, снижается умение концентрироваться, может нарушиться память, иногда возникают эмоциональные расстройства, ухудшается координация движений. Это связано с тем, что некоторые области мозга — за ненадобностью — начинают работать хуже.
«К счастью, цифровая деменция обратима. Чтобы избежать ее последствий, нужно придерживаться нескольких правил: стараться вспоминать информацию самостоятельно, а не обращаться сразу в поисковики, побольше читать, играть на музыкальных инструментах или изучать новый язык и, безусловно, не забывать о ежедневной физической активности», — подчеркнула Екатерина Демьяновская.
В старшем возрасте — после 50 лет — способности к обучению, как правило, снижаются. Тому виной и внешние факторы (стрессы, курение, употребление спиртных напитков), и сопутствующие заболевания (артериальная гипертензия, болезни печени и почек).
«Главная задача на более поздних этапах жизни — сохранять нейропластичность, то есть способность мозга адаптироваться или даже изменять свою внутреннюю функционально-анатомическую структуру в ответ на внешние или внутренние стимулы. Для этого нужно время от времени выполнять непривычные задачи — например, менять знакомые маршруты, выполнять домашние дела с закрытыми глазами, смотреть документальные и учебные видеоролики, задействовать левую руку вместо правой и наоборот. Все эти нехитрые способы поддерживают имеющиеся нейронные связи и способствуют формированию новых контактов между нервными клетками головного мозга», — резюмировала врач.
Ранее ученые выяснили, какие продвинутые умственные навыки развивают видеоигры.