Психолог дала советы, как правильно разговаривать с ребенком о плохих оценках

Психолог Екушевская: наказание за оценки может ухудшить успеваемость ребенка

Depositphotos

Разговоры с детьми о школьных оценках могут стать сложными и чувствительными моментами в их жизни, и от того, как проходят эти беседы, зависит их будущее восприятие ошибок. О том, как избежать стресса и слез при обсуждении успеваемости с детьми, «Газете.Ru» рассказала психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасия Екушевская.

«Последствиями бурных реакций родители показывают детям, что ошибка — это не опыт и не то, что можно осмыслить, приложить усилия и исправить, а катастрофа и последующие санкции. Это приводит к еще большему снижению успеваемости, ребенок может разочароваться в своих силах, перестать пытаться улучшить свои показатели, начнет скрывать от родителей оценки, а не просить помощи в их исправлении. Ведь он в этом случае мотивирован только страхом, а не собственным желанием. В будущем человек будет стараться избегать любых задач и ситуаций, где он мог бы допустить неудачу, а если уже это произошло, то не будет пытаться исправить положение дел», — объяснила она.

Вместо наказания за плохие оценки более конструктивным подходом является поддержка, мотивация и обсуждение ошибок. Родители могут помогать детям сформировать понимание того, что ошибки — это нормальная часть процесса обучения.

«Прежде чем начать разговор об оценках, важно выяснить, как ребенок чувствует себя по этому поводу, поверьте, ему намного обиднее и тяжелее, чем вам. Спросите его, что он думает о своих оценках, какие эмоции испытывает, и поддержите его в этот момент. Важно вместе с ребенком проанализировать, почему получился такой результат и как его можно скорректировать в лучшую сторону. При таких разговорах могут выясниться гораздо большие проблемы, чем, условно, просто ошибки в контрольной по невнимательности, возможно, что у него возник конфликт с учителем или он не до конца понял тему и ему требуется репетитор, чтобы разобраться. Предложите план действий для улучшения успехов и поощряйте ребенка следовать ему. Помогайте устанавливать реалистичные цели и стремиться к постепенным улучшениям», — добавила эксперт.

Психолог также отметила, что важно донести до ребенка, что ошибки и последующие неудовлетворительные оценки — это не мера его ценности как человека. Он должен понимать, что вы любите и поддерживаете его независимо от оценок в дневнике. Также важно подсвечивать его сильные способности, потенциал для исправления ситуации, отмечать его усилия. Детям очень важна похвала от родителей, так они понимают, что делают что-то хорошо, а что-то нет. Конечно, хвалить за плохие оценки не стоит, но поощрять старания разобраться и исправить ошибки необходимо.

«Разговоры об оценках с ребенком могут способствовать развитию и повышению успеваемости, если они ведутся с заботой, поддержкой и пониманием. Главное помнить, что цель не в том, чтобы заставить ребенка бояться допускать ошибки, а в том, чтобы помочь ему развивать уверенность в себе и навыки преодоления сложностей», — резюмировала психолог.

Ранее ученые выяснили, дети каких родителей подвержены возникновению психических расстройств.