В «Москвариуме» состоялся паблик-ток с психологом Викторией Шиманской

Пресс-служба «Москвариума»

В Москве в рамках презентации книги «Как я зол» на фестивале детской литературы «Книжный атлас» в «Москвариуме» состоялся паблик-ток с доктором психологических наук, создателем Академии современных родителей SKILLFOLIO kids Викторией Шиманской.

Психолог рассказала, как родителям выстроить образовательный маршрут ребенка на каждом этапе взросления, чтобы помочь ему определиться с выбором будущей карьерной траектории.

«Первое, что я предлагаю родителям — задуматься над тем, насколько они действительно понимают, как их дети проводят школьные будни, чем живут и интересуются. Классический сценарий беседы «Как дела в школе? — Все хорошо» — мало о чем расскажет. Формулировать вопросы надо так, чтобы они помогали собрать реальную картину происходящего: что сегодня было самым необычным на занятиях, с каким учителем больше всего хотелось поспорить и почему», — объяснила психолог.

Как добавила Шиманская, различные вопросы каждый день позволят открыть родителям жизнь ребенка с новой стороны.

«Второй важный момент: успеваемость ребенка никак не коррелирует с профессиональным самоопределением. Несколько лет назад было проведено исследование для Московского центра качества образования, в ходе которого эксперты с привлечением контрольной группы доказали, что отличники испытывают ничуть не меньшие сложности в выборе своего профессионального пути, чем хорошисты и троечники», — добавила психолог.

По мнению специалиста, хорошая успеваемость в школе не гарантирует, что у ребенка будет легкое самоопределение.

Как отметила Шиманская, полезным и для родителя, и для ребенка будет совместная проработка икигай — японская концепция, которая помогает найти золотую середину между желаемым сегодня и перспективным в будущем.

«Берем ватман и на нем помогаем школьнику ответить на 3 вопроса: Что нужно людям? И этот вопрос мы раскрываем через тренды. Тренд у нас, например, на увеличение длительности жизни, автоматизацию, экологию. Ребенок описывает то, что сейчас, по его мнению, интересно людям. Что я люблю делать? Что у меня хорошо получается?» — объяснила психолог.

По словам Шиманской, необходимо все время обновлять интеллект-карту в соответствии с меняющимися интересами. Рефлексия на эти 3 вопроса поможет ребенку составить понимание профессионального самоопределения.

Психолог также порекомендовала раз в год пересматривать с ребенком его дополнительный образовательный трек. Более того, каждый раз планировать его на год вперед.

«Например, в начале этого августа мы принимаем решение, в какие секции он будет ходить до августа 2024 года: по-прежнему ли ему интересна информатика или музыкальная школа, есть ли у нас возможность следующий год продолжать посещать все кружки и активности. С учетом семейного бюджета, логистических возможностей и возрастающего учебного объема», — отметила Шиманская.

Как заключила психолог, эта методика не только обучит школьника навыкам грамотного планирования, но и даст возможность в формате диалога аргументировать тот или иной выбор, что положительно скажется на его коммуникативных способностях.