Если ребенок испытывает страх по отношению к чему-либо, необходимо работать с проблемой считает психолог «Актион Образование» Екатерина Комарова. В беседе с «Газетой.Ru» специалист поделилась методиками, которые помогут в работе со страхом как у дошкольников, так и у детей постарше.
Помочь в преодолении страхов помогут сочинение сказок, в конце которых страх обязательно погибает, и рисование страха. Во втором случае специалист предлагает дать ребенку задание — «подружиться со страхом на рисунке, попробовать найти в образе что-то приятное, смешное, то, за что его можно полюбить».
«Например, ребенок нарисовал пугающую его кикимору, и вы предлагает порассуждать, где она живет, с кем дружит, что бы она хотела получить на день рождения», — объясняет психолог, добавляя, что важно, обсуждая рисунок, подчеркнуть, что причин для волнений нет.
Также специалист предлагает сжечь рисунок, акцентировав внимание на том, что страх сгорает вместе с бумагой.
Общеизвестные игры — прятки, пятнашки, жмурки — также помогают скорректировать отношения ребенка к пугающим вещам. «В первую игру играют для для преодоления страхов одиночества, замкнутого пространства, темноты. Пятнашки уменьшают страх наказания со стороны родителей (благодаря легким ударам в ходе пятнания). Жмурки (с трех лет) — страх замкнутого пространства и темноты», — рассказывает эксперт.
В борьбе со страхами помогут игры с песком, а также правильное поведение родителей. Психолог советует не обесценивать переживания ребенка и не смеяться над его проблемами. Также, по словам специалиста, важно не стимулировать боязнь. «Проверяйте, что ребенок читает и смотрит. Помните, что детская психика с трудом переваривает ужастики, например, мультфильмы, истории, игры с агрессивными героями», — подчеркивает психолог, добавляя, что важно стараться не передавать ребенку свои страхи (например, когда бабушка боится высоты и не разрешает внуку спрыгнуть со второй ступеньки лестницы).
В завершение специалист призвала отказаться от неэкологичных способов работы со страхами и отучать от страхов постепенно. «Если ребенок боится пауков, не ведите его на выставку пауков, чтобы их потрогать. Разрабатывайте ступенчатый подход, например, для начала, почитайте о пауках, потом рассмотрите картинки с пауками, а затем, когда сам ребенок готов, разрешите приблизиться к пауку», — приводит пример эксперт.