«Не хочу и не буду»: психолог рассказала, почему дети не хотят учиться

Психолог Польская объяснила, что учебную мотивацию ребенка разрушают переизбыток и недостаток похвалы

aulita.ru

Разобраться с отсутствием у ребенка желания учиться лучше в августе, чтобы не тратить драгоценное время на решение этой проблемы, когда занятия уже начнутся, считает психолог, автор методологии профориентационного проекта ГЕРОИ Мария Польская. В беседе с «Газетой.Ru» специалист объяснила, почему у ребенка может пропасть мотивация заниматься и что с этим делать.

Так, психолог отметила, что нежелание учиться может быть обусловлено, что в школе ребенку не с кем общаться, а отношения с учителем не сложились. Специалист уверена, что проблемы нельзя оставлять без внимания. В первом случае стоит доверительно выяснить, обижает ли школьника другие дети, почему у него не получается дружить — а затем предложить сходить к психологу или на специальный тренинг по общению для детей и подростков.

«Вопрос с учителем также надо проработать, разобраться в причинах конфликта. Это может быть обида, протест против решений педагога или даже страх. Например, страх перед учителем обычно означает страх неудачи. Это сигнал задуматься о дополнительной подготовке», — рассказала психолог.

В топ причин, по которым снижается мотивация, входит отставание по конкретным предметам (решение: разработать план допзанятий и объяснить, что оценки не главное, они не характеризуют его личность).

Корень проблемы может таиться в постоянных сравнениях ребенка (как в его пользу, так и нет), а также в недостатке или переизбытке похвалы.

«Недостаток — хвалите и за процесс, и за результат. Переизбыток — не отказывайтесь от похвалы, но сместите акцент на усидчивость, упорство, постоянство», посоветовала психолог.

Такие крайности как переизбыток и недостаток контроля от родителя — еще одна очевидная причина, по которой школьник теряет интерес к учебе. В первом случаем, по мнению Польской, стоит отказать от контроля на микроуровне, разграничить зоны ответственности. При недостатке контроля — предложить помощь.

«Очень важно, чтобы все взрослые придерживались единой парадигмы в воспитании ребенка. Это касается и тех требований, которые семья предъявляет к успеваемости ребенка», — объяснила психолог. Она посоветовала зафиксировать минимальный набор требований, и сделать это вместе с ребенком.

Отсутствие доверительной атмосферы в семье может напрямую сказываться на академических успехах и интересе к занятиям, уверена специалист.

Пройдите новый тест на «Газете.Ru» — отгадайте сложные детские загадки.