26 мая исполняется 110 лет со дня рождения американского актера Джона Уэйна. Звезда Голливуда начинал сниматься еще в «немую» эпоху — в 1920-е годы, но успешно перешел и в звуковое кино, уже к концу 30-х получив неофициальное звание «короля вестернов». Правда, путь к этому оказался не самым простым. Урожденный Мэрион Роберт Моррисон даже не попадал в титры фильмов, в которых играл в 20-е, а его первый опыт в большом проекте — вестерне «Большая тропа» в 1930-м — оказался не самым удачным; правда, именно с этого фильма появился Джон Уэйн — благозвучный псевдоним ему подобрали режиссер Рауль Уолш и глава студии Fox, которых мнение самого актера не интересовало вовсе. Но он закрепился в боевиках и вестернах категории B, где и снимался до прорывного «Дилижанса» Джона Форда, вышедшего в 1939-м.
Во время войны на фронт актера не взяли (и из-за этого стал «суперпатриотом», по выражению его жены), он выступал перед солдатами на базах и в госпиталях, а его карьера развивалась в эти годы очень быстро. Пришел коммерческий успех, работы у Уэйна стало очень много (в его фильмографии — 179 фильмов), и в целом его имя стало символом самого жанра вестерна. Его даже дважды выдвигали на «Оскар» — за главную мужскую роль в военном фильме «Пески Иводзимы» и как продюсера исторического «Форта Аламо» (эта картина была режиссерским дебютом Уэйна). Но премию Американской киноакадемии Джон Уэйн получил лишь однажды — в 1970 году за главную роль в вестерне «Настоящее мужество» (много позже эту ленту переснимут братья Коэн, и их ремейк выйдет в России как «Железная хватка» — хотя в английском оба названия звучат одинаково — «True Grit»).
Джон Уэйн скончался в 1979-м на 72-м году жизни от рака желудка. На могильном камне высечены слова Уэйна из скандального интервью журналу Playboy: «Завтрашний день — самая важная вещь в жизни. Он навещает нас в полночь. Замечательно, когда он приходит и отдается прямо в наши руки. Он надеется, что мы возымели хоть какой-то урок со вчерашнего дня».