​​«Сантехники Белого дома»: Харрельсон и Теру переизбирают Никсона, а выходит Уотергейт

Рецензия на мини-сериал «Сантехники Белого дома» с Вуди Харрельсоном и Джастином Теру

На HBO завершилась политическая сатира «Сантехники Белого дома» — мини-сериал об экс-агентах Говарде Ханте и Гордоне Лидди, которые по приказу администрации Никсона установили прослушку в штаб-квартире Демократической партии и тем самым спровоцировали Уотергейт и отставку президента. В главных ролях снялись Вуди Харрельсон и Джастин Теру, а режиссером выступил шоураннер сериал «Вице-президент» Дэвид Мэндел. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков посмотрел шоу целиком — и рассказывает, чем оно отличается от культовой журналистской ленты «Вся президентская рать» о тех же событиях.

Под покровом летней ночи 1972 года бывший цэрэушник Э. Говард Хант (Вуди Харрельсон), бывший фэбээровец Гордон Лидди (Джастин Теру) и еще шестеро лиц проникают в вашингтонский комплекс «Уотергейт», где располагается штаб-квартира Демократической партии. На носу — президентские выборы. Действующий глава государства Ричард Никсон во что бы то ни стало намерен сохранить должность. В ход идут самые грязные методы: «сантехники» Хант и Лидди, сотрудники Комитета по переизбранию президента, должны установить в штабе демократов прослушивающие устройства, чтобы как минимум разузнать об их планах на предстоящую кампанию, как максимум — нарыть на них ядерный компромат. Это вторая попытка «сантехников» проникнуть в офис конкурирующей партии. Всего таких попыток было четыре.

На тот момент Хант и Лидди уже год как работали на администрацию Никсона — их наняли для расследования утечек (потому и «сантехники») секретных документов из Пентагона. Деятельность группы началась с похожей провальной операции: в течение нескольких месяцев «сантехники» планировали проникнуть в офис психиатра Льюиса Филдинга, чтобы найти компромат на его пациента Даниэля Эллсберга — военного аналитика, слившего журналистам пентагоновские файлы. Из этого ровным счетом ничего не вышло.

Кадр из сериала \«Сантехники Белого дома\» (2023) Home Box Office (HBO)

Показ мини-сериала «Сантехники Белого дома» подошел к концу незадолго до 51 годовщины Уотергейтского скандала — политического кризиса, который завершился первой и последней в истории отставкой президента США. Уотергейт навсегда изменил американский политический ландшафт, внедрил в лексикон фразу «follow the money» и приставку «-гейт», которую с тех пор стараются прикручивать к любому важному (и не очень) скандалу, а в культурном смысле отозвался, если не считать мелочей вроде сериала «Секретные материалы», «Всей президентской ратью» Алана Пакулы — бессмертной классикой политического триллера и настольным журналистским кино.

«Сантехники», посвященные не расследованию Уотергейта, а его непосредственным творцам, — идейный и интонационный антипод культовой ленты с Робертом Редфордом и Дастином Хоффманом про репортеров The Washington Post Боба Вудворда и Карла Бернстина. Это совсем не холодный и методичный процедурал, полный правильной геометрии, бесстрастного света люминесцентных ламп и длинных статичных планов оператора Гордона Уиллиса. Вместо этого герои шоу, где камера все время как бы хаотично мечется из стороны в сторону, оказываются то ли в абсурдной недошпионской комедии, то ли в фильме-антиограблении, что тяготеют к хлестким статирам Адама Маккея и Армандо Ианнуччи (снявший все здешние эпизоды Дэвид Мэндел, собственно, держал штурвал трех последних сезонов «Вице-президента» после ухода Ианнуччи; создатели «Сантехников» Алекс Грегори и Питер Хайк трудились там же сценаристами). Разница становится особенно заметна в тот момент, когда мини-сериал на пару минут сталкивается с фильмом лоб в лоб: в четвертой серии показывают, что творилось на другом конце провода во время короткого телефонного разговора Вудворда с Хантом (тут приютилось крохотное голосовое камео Редфорда).

Кадр из сериала \«Сантехники Белого дома\» (2023) Home Box Office (HBO)

Временами «Сантехники Белого дома» кажутся даже чересчур гротескной насмешкой либерального Голливуда над республиканцами — очередным представителем жанра, пережившего большую популярность после избрания Дональда Трампа. Однако все мы видели, что люди с интеллектом Трампа могут занимать должности Трампа, а с интеллектом, скажем, Илона Маска — ну, Маска, так что в сущности «Сантехников» можно считать вполне честной пятичасовой экранизацией фразы «Глубокой глотки» (информатора Вудворда и Бернстина, который в итоге оказался Марком Фелтом, замдиректора ФБР), прозвучавшей в «Рати»: «Правда в том, что это не настолько уж смышленые ребята, и происходящее вышло из-под контроля».

Сериал в каком-то смысле разрушает героическую магию «Всей президентской рати», настаивая, что информация о случившемся стала достоянием общественности не столько из-за первоклассной дотошности прессы, сколько из-за совершенно фантастической некомпетентности (и, чего уж там, тупости) задействованных лиц. Байка про то, как Лидди стоически держит ладонь над горящей свечой с целью продемонстрировать свою непоколебимость, в исполнении «Глубокой глотки» в «Рати» и правда производит отчасти жутковатое впечатление, «Сантехники» же на этот счет вполне однозначны: Лидди — консервативный недоумок с нездоровым интересом к нацистской Германии, Хант, в свою очередь, просто консервативный недоумок, оба в довесок к этому любят воображать себя Джеймсами Бондами, хотя на деле и в подметки не годятся Джонни Инглишу с Остином Пауэрсом.

В сущности «Сантехники» чудесным образом иллюстрируют последствия отрицательного отбора, построенного на идее превосходства верности и преданности над компетентностью и адекватностью: у Никсона, судя по опросам, и так были крепкие позиции (собственно, отложенный эффект Уотергейта в полной мере настиг его уже после переизбрания), но, конечно, «будущее демократии» никак нельзя было пускать на самотек, и эта концепция вылилась в каскад всех неверных решений, какие только можно было принять на любых уровнях принятия решений. Так Комитет по переизбранию президента стал чем-то вроде клуба рассерженных патриотов, которые сами себе выдумали какую-то войну — и сами же ее с треском проиграли.