«Рискованный бизнес» («Risky Business»), 1983
Фактически дебютной работой Круза считается небольшая роль в проходном ромкоме «Бесконечная любовь». Однако настоящим прорывом для молодого актера стала эксцентричная мелодрама «Рискованный бизнес» про предприимчивого студента колледжа. Именно с выхода на экраны этого фильма в 1983 году и стоит вести отсчет профессиональной карьеры Круза.
Роль обаятельного героя-плута Джоэла отчасти определила формат тех персонажей, к которым будет неравнодушен актер — и в образе которых он так понравится миллионам зрителей.
«Цвет денег» («The Color of Money»), 1986 / «Коктейль» («Cocktail»), 1988
Вскоре возмужавший Круз попробовал сменить амплуа миловидного юноши периода позднего пубертата и примерил образ более серьезного героя. Тогда с разницей в два года вышли спортивная драма «Цвет денег» Мартина Скорсезе и мелодрама «Коктейль» Роджера Дональдсона.
В первой картине экранным партнером Круза стал легендарный Пол Ньюман, на чьем фоне более юный Том сумел не затеряться. А во второй — Элизабет Шу, на тот момент большая звезда, чем Круз, благодаря съемкам в трилогии «Назад в будущее».
«Лучший стрелок» («Top Gun»), 1986 / «Дни грома» («Days of Thunder»), 1990
Тот самый «Лучший стрелок», продолжение которого в этом мае чествовали на Лазурном берегу. В свое время патриотическая картина Тони Скотта получила спорные отзывы от критиков и зрителей, но с годами обрела статус культовой.
Чуть позже на экраны вышла лента «Дни грома», в которой Круз сыграл похожий образ асса — на этот раз профессионального гонщика. Актер выступил также в редком для себя амплуа соавтора сценария, а сами съемки фильма принесли ему знакомство с его второй женой Николь Кидман, исполнившей центральную женскую роль.
«Человек дождя» («Rain Man»), 1988
Надрывная драма Барри Левинсона, разбившая излишне маскулинную фильмографию Круза конца 80-х. Актер сыграл вместе с легендарным Дастином Хоффманом, но, как и в случае с Ньюманом, ничуть не уступил более опытному партнеру по кадру.
Круз исполнил в картине роль грубого и лицемерного героя, который ради личной выгоды начинает использовать собственного брата, страдающего аутизмом. У фильма было четыре номинации на «Оскар», а также исключительно комплиментарные рецензии критиков, которые отмечали многообразие образов, подвластных артисту.
«Рожденный четвертого июля» («Born on the Fourth of July»), 1989 / «Несколько хороших парней» («A Few Good Men»), 1992
«Рожденный четвертого июля» открывает дилогию антивоенных фильмов в карьере актера. В основе сюжета — реальная история ветерана вьетнамской войны Рона Ковика, вернувшегося домой с инвалидностью. Всю свою оставшуюся жизнь он пытается донести до как можно большего количества людей, как губительна и страшна война. Эта работа принесла Крузу первый «Золотой глобус» и первую номинацию на «Оскар».
«Несколько хороших парней» вышли на экраны тремя годами позже и рассказывают об ужасах военной структуры иначе — в центре истории беззаконие, царящее в армии. На экране принципиальный и отстаивающий справедливость герой Круза, адвокат, противостоял в суде беспощадному и суровому полковнику в исполнении Джека Николсона.
«Фирма» («The Firm»), 1993
Напряженная экранизация одноименного романа Джона Гришэма, в которой герой Круза сперва был очарован успешной фирмой, а после стал жертвой ее опасного руководства.
В картине Сидни Поллака Круз еще сильнее утвердился в амплуа волевого героя, который способен в одиночку противостоять любому внешнему злу.
«Интервью с вампиром» («Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles»), 1994
Еще одна экранизация в карьере Круза — на этот раз готического романа писательницы Энн Райс. Актер сыграл в непривычной для себя костюмированной драме о вампирах. Круз исполнил роль упыря по имени Лестат, искушающего вечной жизнью рефлексирующего героя Брэда Питта.
Этот образ спорного антагониста стал едва ли первым в карьере актера, предпочитающего играть пусть неоднозначных, но положительных героев.
«Джерри Магуайер» («Jerry Maguire»), 1996
В проекте Круз исполнил роль спортивного тренера, готового пойти на все — лишь бы удержать свою карьеру. Экранную возлюбленную актера сыграла Рене Зеллвегер.
Разговорная драма о раскаивающемся карьеристе, осознавшем, что люди ценнее денег, принесла актеру второй «Золотой глобус» и еще одну номинацию на «Оскар».
«Миссия невыполнима» («Mission: Impossible»), 1996
Фильм, запустивший собственную шпионскую франшизу Круза — эдакую современную «бондиану» с не менее харизматичным агентом спецслужб.
На сегодняшний день история обзавелась семью сиквелами (пять снятых и два анонсированных), а сам Круз, несмотря на приближающееся 60-летие, большую часть трюков все еще исполняет самостоятельно, пугая страховые компании и травмируясь на съемках.
«С широко закрытыми глазами» («Eyes Wide Shut»), 1999 / «Магнолия» («Magnolia»), 1999
1999 год стал переворотным в карьере Круза. На экраны вышли сразу две сильные авторские картины с его участием. В «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика актер снялся вместе со своей тогдашней женой Николь Кидман. Это непростая драма о закулисье счастливого брака, в котором идеальный фасад скрывает нелицеприятные подробности супружеской жизни.
В «Магнолии» Пола Томаса Андерсона Круз исполнил роль эксцентричного тренера по личностному росту: подчеркнуто маскулинного альфа-самца, глубоко травмированного собственным отцом. Очередной «Золотой глобус» и третья номинация на «Оскар» в карьере звезды. Оба проекта расширили фильмографию актера, доказав, что ему под силу не только напряженные триллеры и экшен-боевики, но и крепкие человеческие драмы.
«Ванильное небо» («Vanilla Sky»), 2001/ «Особое мнение» («Minority Report»), 2002
В новое тысячелетие Круз вошел через фантастический жанр. «Ванильное небо» Кэмерона Кроу и «Особое мнение» Стивена Спилберга изучают само понятие времени, но делают это по-разному.
Первый фильм — ремейк испанской мистической драмы Алехандро Аменабара с Пенелопой Крус (актриса снялась в обеих лентах). Второй — экранизация фантастического романа Филипа К. Дика о мире, в котором человека судят еще до совершенного им преступления. В «Ванильном небе» герой Круза пытается разобраться со своим прошлым, в «Особом мнении» — старается исправить будущее.
«Последний самурай» («The Last Samurai»), 2003
Не теряя надежду получить заветный «Оскар», Круз переключился на историческую драму «Последний самурай», в которой исполнил роль американского солдата, оказавшегося в эпицентре японского восстания 70-х годов XIX века.
Эта работа стала одной из самых сложных и продолжительных в карьере актера. На то, чтобы научиться владеть самурайским мечом, заговорить на японском и изучить культуру страны, у него ушло почти два года. Заветного «Оскара» Крузу картина так и не принесла, но стала одной из самых интересных в его фильмографии.
«Соучастник» («Collateral»), 2004
Редкая для Круза роль антагониста. В мрачном триллере Майкла Манна актер исполнил роль киллера, который берет в заложники доверчивого таксиста, превращая его тем самым в невольного соучастника.
Это не самая сильная картина в фильмографии Манна, но одна из лучших ролей в карьере Круза, который лишь на своей харизме вытащил слабый и вторичный сюжет.
«Солдаты неудачи» («Tropic Thunder»), 2008
Если увидеть Круза в роли злодея — большая редкость, то откровенно комичные амплуа в его карьере — вообще нонсенс. Исключением стала роль грубоватого телебосса в драмеди «Солдаты неудачи».
В проекте актера было сложно узнать за толстым слоем грима, при этом сам образ хамоватого продюсера, исполнявшего в финале ленты зажигательный танец, стал каноническим и породил немало мемов.
«Обливион» («Oblivion»), 2013 / «Грань будущего» («Edge of Tomorrow»), 2014
В новом десятилетии актер снова вернулся к жанру фантастики. В 2013-м на экраны вышел «Обливион», а годом позже — «Грань будущего». Масштабные студийные проекты стали лидерами проката и помогли Крузу удержать позиции голливудской суперзвезды, которые несколько ослабели после выхода менее удачных «Рока на века» и «Рыцаря дня».
«Мумия» («The Mummy»), 2017/ «Сделано в Америке» («American Made»), 2017
Вышедший на экраны в 2017 году ремейк «Мумии» должен был запустить долгоиграющую франшизу, но в итоге стал самым крупным провалом и зрительским разочарованием в карьере Круза. Для актера его масштаба и послужного списка это был большой удар.
Исправить ситуацию смогла менее претенциозная авантюрная комедия «Сделано в Америке». Это реальная история американского пилота, умудрившегося стать двойным агентом — ЦРУ и наркокартеля Пабло Эскабара.
«Топ Ган: Маверик» («Top Gun: Maverick»), 2022
В последние годы Круз сконцентрировался исключительно на франшизе «Миссия невыполнима» (и полете в космос), но в 2022 вспомнил и про другой свой былой хит. «Топ Ган: Мэверик» — продолжение истории о пилоте ВМФ США Пите Митчелле, который спустя годы должен вновь обратиться к своему прошлому.
18 мая 2022 года картина была показана вне конкурсной программы 75-го Каннского кинофестиваля. Ленту высоко оценила мировая пресса, отметившая, что 59-летний Круз по-прежнему в отличной физической и актерской форме.