В базу портала IMDb внесено 519 страниц проектов, где в графе «страна производства» указана Саудовская Аравия. Этот список включает в себя не только фильмы, но и сериалы, телешоу и музыкальные клипы. И, например, вещи вроде записи футбольного матча между сборными ОАЭ и Уругвая в рамках Кубка конфедераций 1997 года, который проходил на стадионе в Эр-Рияде. В базе российского «Кинопоиска» саудовских фильмов числится 112.
Такие небольшие объемы кинопроизводства не слишком удивительны: в течение 35 лет, с 1983-го по 2018 год, кинотеатры в Саудовской Аравии были запрещены.
Хотя, как отмечается в недавнем документе саудовского минкульта «Отчет о положении культуры в Королевстве Саудовская Аравия: факты и цифры», отсутствие полноценных кинотеатров не означало полного отсутствия кинокультуры, которая зарождалась в стране задолго до запрета. Первые домашние кинозалы появились в Саудовской Аравии еще в 30-е годы — в жилых комплексах, построенных в Дахране для иностранных сотрудников компании California-Arabian Standard Oil. Предприятие возникло как совместный проект американской нефтяной компании и саудовского правительства. Которое в итоге, спустя 50 лет, получило полный контроль над CASO и сделало ее национальной — той самой Saudi Aramco.
С начала 50-х в разных городах стали появляться кустарные кинотеатры. Они располагались, например, во внутренних дворах домов и спортивных клубах (арабская «Википедия» упоминает даже здания посольств и консульств). Про индустрию речи, конечно, не шло: это были импровизированные, несистемные инициативы, которые не слишком укладывались в арабские культурные нормы, но не считались недопустимыми с точки зрения исламской доктрины. Посещать такие места, впрочем, можно было только мужчинам. Показывали в основном египетские, индийские и турецкие картины.
Титулом «первого саудовского фильма» награждают сразу несколько картин. Одним из них считается «Муха» — короткометражная лента 1952 года, посвященная мухе цеце и переносимым ею болезням. Продюсированием документальной картины, направленной на повышение медицинской грамотности, занималась California-Arabian Standard Oil, а постановщиком выступил американец Ричард Лайфорд, приехавший в королевство со своей голливудской съемочной группой. Незадолго до этого он стал лауреатом премии «Оскар» за документальную ленту о Микеланджело «Титан», а в начале карьеры работал над «диснеевскими» хитами «Дамбо», «Пиноккио» и «Фантазия». Проведя около четырех лет в Саудовской Аравии, кинематографист снял еще один документальный фильм «Остров Аллаха» — на этот раз о нефтяном бизнесе королевства. Несмотря на преимущественно американские имена в титрах, историки и критики считают «Муху» именно саудовской картиной, поскольку главным действующим лицом в ней стал саудовец — доктор Хассан аль-Ганим.
Еще один «первый саудовский фильм» — «Раскаяние», вышедшее вскоре после запуска государственного телевещания в 1965 году. В это время в королевстве начинает формироваться полноценная киноиндустрия, из университетских театров подтягиваются актеры. Основной платформой становится телевидение, в эфире которого устраивают «киновечера».
В отчете минкульта упоминается еще одна лента, носящая звание «первой»: короткометражка 1976 года «Убийство города», посвященная гражданской войне в Ливане (1975—1990 гг.) и разрушениям, которым подвергся Бейрут. Согласно документу, это был первый фильм, официально снятый в Саудовской Аравии и принимавший участие в международных фестивалях (имеется в виду смотр в Каире, где лента взяла приз «Серебряная Нефертити»). Его режиссер и продюсер Абдулла аль-Мухайсен, окончив школу, уехал в Лондон изучать философию и кинематографию — и вернулся на родину в 1975 году с режиссерским дипломом. До начала 90-х годов большую часть фильмов в стране снимала его собственная продакшн-компания, а сам аль-Мухайсен считался «единственным режиссером» королевства.
Через три года после выхода «Убийства города», 20 ноября 1979-го, террористы захватили более шести тысяч заложников в крупнейшей мечети Мекки. Провести окончательный штурм и освободить людей удалось лишь спустя две недели — 4 декабря. По официальным данным, в результате теракта погибли 255 паломников, военных и террористов, еще 560 человек были ранены. После этого события, подорвавшего авторитет правящего семейства, в стране начался рост исламистской активности. Религиозные консерваторы обвиняли кинотеатры в тлетворном влиянии на общество, а фильмы — как на английском, так и на арабском языке — называли «противоречащими учению ислама». В 1983 году они сумели добиться от правительства полного запрета кинотеатров.
При этом телевидение в стране сохранилось — и на 80-е пришелся его расцвет: запустились первые частные телевизионные продакшны, стало выходить большое количество сериалов. Кроме того, в это время в Саудовской Аравии появились видеокассеты, и в отсутствие кинотеатров страна стала одним из крупнейших потребителей кино на физических носителях.
В 90-е произошло еще несколько важных событий. Во-первых, на государственном канале начался показ сатирического скетч-шоу «Tash ma Tash» (примерный перевод — «Делов-то»), которое продержалось в эфире 18 сезонов и считается одним из самых успешных телевизионных продуктов не только в самой Саудовской Аравии, но и во всем арабском мире (некоторые его эпизоды, например, хранятся в Библиотеке Конгресса США). Программа получилась во многом революционной с точки зрения самоиронии и обращения с чувствительными темами вроде религии и законодательных норм. Новые серии «Tash ma Tash» выходили во время рамадана сразу после захода солнца.
Во-вторых, появились спутниковые телеканалы, где демонстрировалось множество зарубежных фильмов и сериалов. Поначалу власти ввели запрет на владение ресиверами, но их популярность оказалась так высока (из-за нее, например, умерли салоны видеопроката), что правительство было вынуждено смягчиться: спутник разрешили, при условии, что там не показывают порнографию и не критикуют руководство страны или ислам. Спустя несколько лет запустился и публичный интернет. Среди первых саудовских сайтов был кинофорум Cinemac, который в итоге оказался важной индустриальной институцией: многие его пользователи вскоре перекочевали в культурные отделы официальных газет, а впоследствии стали критиками, сценаристами и режиссерами.
Согласно отчету минкульта СА, кинопроизводство, притихшее на несколько лет, начало возобновляться в начале нулевых годов — правда, первое время это были исключительно любительские короткометражки, сделанные на коленке по невнятным сценариям и с сомнительными актерами в кадре.
Но уже в 2006 году вышли сразу три важные картины. Состоялось возвращение в строй Абдуллы аль-Мухайсена, который снял полнометражную фэнтезийную драму «Тени тишины». Ее сюжет вращался вокруг загадочной институции, которую авторитарный режим выдавал за центр гипнотерапии, а на деле стремился с ее помощью промывать мозги талантливой молодежи. Другой важной лентой стала крупнобюджетная комедия палестинца Изидоре Муссалама «Как дела?» (которая, впрочем, снималась в ОАЭ), посвященная противостоянию молодой аравитянки и ее консервативной семьи. Это была первая саудовская картина, запущенная в коммерческий прокат. Возобновились дискуссии на тему целесообразности действующего запрета на кинотеатры. Эти разговоры подкрепила и короткометражная документалка Абдуллы аль-Эяфа «Кино 500 км», рассказывающая о молодом саудовском синефиле, который впервые в жизни пересекает границу, чтобы увидеть кино на большом экране.
В нулевые абсурдные ограничения стали активно пытаться обходить. В 2005-м в стране открылся один IMAX-зал, где показывали исключительно образовательные фильмы. Еще один зал на 1400 мест некоторое время просуществовал в здании столичного отеля. Он был доступен только для женщин и детей, а демонстрировались там зарубежные мультфильмы, дублированные на арабский. Также инициативные представители творческой интеллигенции начали запускать кинофестивали. Площадками по-прежнему выступали не самые очевидные места вроде литературных клубов, а в названиях мероприятий не использовали слова «кино». В некоторых случаях удавалось протянуть пару-тройку лет, однако в конечном счете все начинания пресекались.
Все стало меняться в 2010-е. Фильм 2012 года «Ваджда» — о девочке, которая мечтает накопить на велосипед, — стал первой в стране полнометражной картиной, снятой женщиной (постановщица и сценаристка Хаифа аль-Мансур), а также первой лентой, которую Саудовская Аравия попыталась выдвинуть на «Оскар». Премьера «Ваджды» прошла на Венецианском фестивале.
В 2015 году все-таки удалось добиться проведения Саудовского кинофестиваля, который с тех пор проходит ежегодно. Кроме того, появилось большое число молодых кинематографистов, освоивших YouTube — видеохостинг стал основной платформой для независимого кино. В 2016-м в королевстве стал доступен Netflix. Первым аравийским фильмом в каталоге стриминга стала романтическая драмеди
Махмуда Саббага «Барака встречает Барака» про любовь простого парня и девушки из богатой семьи. Картина была впервые показана на смотре в Берлине. Ее также попытались отправить на «Оскар», но, как и в случае с «Вадждой», номинации так и не случилось.
Весной 2018-го запрет на кинотеатры в королевстве был снят. Первым фильмом, официально показанным в Саудовской Аравии, стал кинокомикс «Черная пантера». Он отделался малой кровью: из ленты вырезали всего 40-секундную сцену поцелуя. Через пару недель после «Пантеры» в королевстве вышли «Мстители: Война бесконечности».
В 2019 году, по данным минкульта СА, в стране сняли 101 фильм, из них 20 — полнометражных. Власти рассчитывают, что до 2030 года в королевстве откроется больше 300 кинотеатров. В 2020-м Саудовская Аравия стала самым прибыльным кинорынком Среднего Востока, обогнав ОАЭ, а также единственным рынком, который продолжил расширяться, несмотря на пандемию коронавируса.
Текст про историю иранского кино — здесь.