Чудища уехали, цирк остался

Рецензия на фильм Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров»

Кадр из фильма «Аллея кошмаров» (2021) Double Dare You (DDY)
До российского проката добрался нуар Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров» — экранизация мрачной книги об аферисте-экстрасенсе с Брэдли Купером, Кейт Бланшетт и Руни Мара в главных ролях. В этой картине постановщик, известный своей любовью к сказочным созданиям и обаятельным монстрам, отказался от сверхъестественного, но при этом не изменил себе, — кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков рассказывает, как так вышло.

Прогуливаясь по «Аллее кошмаров», рано или поздно натыкаешься на перекресток. Пути два. На новую картину Гильермо дель Торо есть поводы пожаловаться — тот же неравномерный сценарий с исполинским первым актом и провисами в следующих, из-за чего два с половиной часа моментами ощущаются куда длиннее нужного. «Аллею» можно и обласкать без зазрения совести. Это тот, во-первых, случай, когда созвездие в кадре впечатляет и оправдывает себя (Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Руни Мара, Уиллем Дефо, Тони Коллетт, Рон Перлман). Во-вторых, дель Торо и без всякой чертовщины, как выясняется, способен снимать абсолютно дельторовское кино: от отсутствия чудищ, чешуи и щупалец непривычно, конечно, но обволакивающе-сказочный флер якобы на месте.

Какая-то часть души, признаться, готова смотреть на это бесконечно, с щупальцами или без, и, в общем-то, не важно, в какой степени там все нудно и бестолково. Словом, вариант с обласкиванием кажется более заманчивым, но для порядка попробуем разместиться на двух стульях.

Кадр из фильма \«Аллея кошмаров\» (2021) Double Dare You (DDY)

«Аллея кошмаров» — вторая экранизация романа Уильяма Линдси Грешэма. Предыдущая, руки британца Эдмунда Гулдинга, вышла в 1947-м, через год после самой книги. Дель Торо здесь настаивает, что снял не ремейк, а именно еще одну адаптацию, с большим вниманием к исходному тексту (вышло длиннее на 40 минут). Сравнивать в этом случае вроде как некрасиво, мы и не станем — заметим только на полях, что пока новая «Аллея» ироничным образом повторяет путь старой: та первым делом тоже провалилась в прокате. Зато теперь классика нуара.

Для незнакомых с классикой: инициативный мужчина Стэн Карлайл (Купер) прибивается к бродячему карнавалу, выведывает у артистов все секреты, а затем берется строить сольную карьеру и выдумывает эффектное шоу с элементами экстрасенсорики (все это, разумеется, лишь сочетание проницательности, остроумия и красноречия). Карлайл собирает аншлаг за аншлагом, и к нему начинают обращаются богачи, которые мечтают связаться с умершими близкими. Медиум-шарлатан поддается искушению сорвать крупный куш и, заручившись поддержкой коварной психиаторши Лилит Риттер (Бланшетт), соглашается провести серию спиритических сеансов.

Кадр из фильма \«Аллея кошмаров\» (2021) Double Dare You (DDY)

Возвращаемся к стульям. На содержание первого предложения предыдущего абзаца в «Аллее кошмаров» отведен добрый час, и с этим бывает сложно мириться: когда фильму, по ощущениям, стоит бы потихоньку начать закругляться, герой Купера только покидает карнавал в компании соблазненной им артистки Молли (Мара). Непропорциональный сценарий — существенный минус картины. Но в сущности единственный (впрочем, как считать).

Дель Торо, по собственному признанию, давным-давно мечтал снять нуар. Что ж, «Аллея» — это нуарище: мрачное, зловещее и кровавое кино, где курят, вкусно пьют (до поры до времени) и теряют последние крупицы совести и человеческого облика, — нарядившись в бесподобные костюмы, прохаживаясь среди бесподобных декораций. Как водится у кинематографиста, это до безобразия красиво: с чарующим карнавалом, набитым причудливыми артефактами, сперва грустно расставаться, но затем кадр заливает водопад ар-декошных интерьеров, и тоска улетучивается.

Кадр из фильма \«Аллея кошмаров\» (2021) Double Dare You (DDY)

Брэдли Купер исполняет чуть ли не лучшую свою роль, окончательно и убедительно растаптывая не только амплуа романтичного любовника, но и комедийный образ «козла с золотым сердцем». (Зарекались, но все-таки позволим себе еще одну параллель: выступление Тайрона Пауэра в старой «Аллее кошмаров» тоже называли сильнейшим за всю карьеру — наряду с работой в «Острие бритвы».) Остальные участники ансамбля на фоне Купера закономерно уходят в тень, но не в той степени, чтобы лишиться возможности хоть раз блеснуть: пугающий Дефо, умилительный Перлман, завораживающая Коллетт. Руни Мара временами тянет назвать ключевой звездой картины — она нерв и совесть «Аллеи». Кейт Бланшетт добавляет классической фам-фаталь заметного объема.

С объемом тут вообще достаточно складно — однако в конечном счете это все-таки насквозь старомодный нуар, не то чтобы стремящийся вымести за порог скопившуюся в жанре пыль. Что человек, а главным образом мужчина, это примерно худшее, что можно себе вообразить, было понятно и без дель Торо: такого рода едких притч о падении в общем-то пруд пруди, и оскал Купера перед финальными титрами, возможно, не производит такого уж взрывного эффекта, на какой идет расчет. Другое дело, что самого дель Торо это, кажется, не слишком волнует.

Все здешние длинноты и архаику с натяжкой можно отнести к творческим просчетам и неудачам, — очевидно, «Аллея кошмаров» выглядит ровно так, как хотел сам режиссер. Здесь, пожалуй, остается только порадоваться, что ему в принципе до сих пор дают деньги на подобные авантюры, а что это еще и выходит в кино, вместо того, чтобы сразу очутиться в каталоге Netflix (по нынешним временам там ему самое место), так вообще чудо. Кто в таком случае дель Торо — искусный шарлатан или всамделишный кудесник, — совершенно не важно.