«Главная сила Юры Борисова — любовь к людям»

Интервью с режиссером «Купе номер 6» Юхо Куосманеном

Юра Борисов и Юхо Куосманен на Каннском фестивале Global Look Press
Российско-финский фильм «Купе номер 6», выдвинутый на «Оскар» от Финляндии, выходит в прокат 25 ноября. Минувшим летом картина удостоилась Гран-при Каннского кинофестиваля. Режиссер Юхо Куосманен рассказал «Газете.Ru» о трудностях работы в движущемся поезде, атмосфере на съемочной площадке и особенностях адаптации одноименного романа Росы Ликсом.

— В книге Росы Ликсом «Купе номер 6» действие происходит на транссибирской магистрали по дороге в Монголию. Почему сюжет фильма переместился в Мурманск и Териберку?

— Когда мы искали места для съемок, мы пытались подобрать пейзажи, которые будут больше соответствовать идее фильма. Нам показалось, что гораздо лучше выбрать именно это направление, потому что картинка будет красивее и лучше подойдет к сюжету. Завершение истории на севере, а не южнее, больше подошло под стилистику фильма.

— Писательнице понравился фильм?

— Она сказала, что фильм получился лучше, чем сама книга (смеется). На днях Роса посмотрела его в третий раз. Она рада тому, что картина вышла менее психологически тяжелой. Ей кажется, что если бы сюжет фильма полностью соответствовал произведению и был бы таким же тяжелым, никто бы не захотел его смотреть. Также Роса очень высоко оценила актерские способности исполнителей главных ролей.

— Как вам удалось найти общий язык с актерским составом, в котором преобладают россияне?

— Во время съемок картины для режиссера очень важно установить связь, которая существует за пределами языка. Не важно, на каком языке говорят участники, главное — психологическая связь и понимание друг друга. На нашей съемочной площадке эта связь была настолько прочной, что она вышла за рамки разных языков. При необходимости всегда была возможность переводить на любой язык: на съемках присутствовал мой помощник, который владеет финским, русским, английским и эстонским языками.

— Расскажите о знакомстве с Юрой Борисовым. Вы сразу знали, что актер будет играть в вашем фильме, или он проходил кастинг?

— Я познакомился с ним за полгода до съемок. Сначала я увидел Юру в кино, а потом пригласил на пробы. Мне было важно найти не просто хорошего актера, а именно человека, который будет подходить в пару к актрисе Сейди Хаарла, которая на тот момент уже была утверждена на главную роль. По мнению съемочной группы, Юра отлично подошел в качестве ее компаньона.

— В чем главная сила Юры как актера?

— Любовь к людям. Также важно, что актер поделился с персонажем своими качествами, наделил его своими характеристиками. В этом плане Юра очень помог съемочной группе, потому что он тоже работал над героем.

— Его персонаж Леха выглядит как собирательный образ простого русского парня. Встречали ли вы ранее похожих людей?

— Я не родился в России и не вырос здесь, поэтому я не могу отметить какую-то связь Лехи с русским человеком. Сложно ответить на этот вопрос, потому что у меня была цель изобразить героев без связи с национальностью. Наверное, нельзя сказать, что персонаж Юры Борисова привязан к стереотипному русскому мужчине. Мне кажется, что есть некоторые качества, которые объединяют всех людей. Они были также присущи Лехе — готовность всегда прийти на помощь, самоотверженность и открытость окружающему миру.

— Вы специально сделали внешний вид персонажей фильма максимально простым, чтобы показать глубину их внутреннего мира?

— Леха — типичный гопник, который одет так, как подходит его образу. Героиня также одевается согласно роли, которую ей придумали. Они долго не могут признаться друг другу в том, что они похожи. На первый взгляд, они — диаметрально противоположные персонажи. А под конец фильма можно заметить, что из-за погодных условий они одеваются более практично и демонстрируют свой настоящий образ.

— Фильм называют русским «Титаником». Как вы считаете, подходит ли «Купе номер 6» это описание и почему?

— Когда мы снимали этот фильм, мы пытались передать русско-финскую романтику, поэтому, наверное, в этом что-то есть. И Леха в одной из сцен тоже говорил о «Титанике».

— Почему вы арендовали старые вагоны у РЖД и запускали их по рельсам, а не снимали в действующих поездах?

— По сюжету действие происходит в конце XX века, поэтому старые вагоны больше подошли по стилистике.

— Насколько трудно было работать в тесном купе?

— Съемки в настоящем вагоне замедляли процесс, потому что нужно было решить, как сделать так, чтобы актеры красиво двигались в кадре в ограниченном пространстве. И мне было сложно наблюдать за происходящим через монитор, не присутствуя в самом помещении. Я будто смотрел на актеров более поверхностно и не мог взглянуть внутрь самого процесса. Через экран актеры воспринимаются режиссером как объекты, а не как настоящие люди. Это было для меня трудностью.

— Рассматривался ли вариант съемок только в павильоне?

— Если есть выбор снимать в студии или в реальном движущемся поезде, то, конечно, я выберу движущийся поезд.

— Есть ли у вас любимые актеры и режиссеры из России?

— Все любимые актеры из России участвовали в этом фильме — Юра Борисов, Юлия Ауг и другие. А мой любимый русский режиссер — Николай Хомерики.