«Самое безопасное место»
Где и когда выйдет: на сервисе Start — неизвестно
15-летняя спортсменка Варя (Варвара Володина) пытается проникнуть в больницу, где лечат людей с расстройством пищевого поведения, — как раз в тот момент, когда популярная инстаблогерша Люда (Мария Тухарь) в очередной раз пытается оттуда сбежать. Для Вари клиника — шанс спастись от абьюзивной матери и по совместительству тренерши. А бунтарке Люде тяжело находиться в четырех стенах и следовать здешним строгим порядкам. Поначалу между девушками вспыхивает конфликт, однако вскоре они находят общий язык — на неожиданной почве.
Подростковая драма Таисии Игуменцевой, участницы Каннского фестиваля и ученицы Алексея Учителя — трогательный рассказ на сложную тему, объединяющую вопросы физического и ментального здоровья. Вещь довольно радикальная для российской кино- и сериальной индустрии. И оттого еще радостней, что «Самое безопасное место» подбирает для такого материала идеальные интонацию и оптику, — разговор ведется с должным вниманием и сочувствием, с завораживающими нежностью и тактом как будто бы из фильмов Селин Сьямма. Это проект, придуманный и написанный двумя женщинами (напарницей Игуменцевой стала Наталия Дементьева), женщиной же поставленный — причем женщиной, испытавшей описываемые здесь трудности на себе. Мужчины тут даже в кадр почти не попадают (прямо-таки глоток свежего воздуха), зато один притаился с обратной стороны: включать шоу стоит хотя бы из-за операторской работы Матвея Ставицкого. Слегка перегруженная сюжетными линиями пилотная серия оставляет в жгучем желании немедленно включить следующую (ее пока нет), поскольку за 50 минут успеваешь влюбиться не только в главных героинь (и блестящих актрис), но и проникнуться другими обитателями клиники, — что всегда хороший знак, а в случае с сериалами вообще, возможно, главный.
«Исправление и наказание»
Где и когда выйдет: на канале ТНТ — в 2022 году
Олигарх Верхоланцев отправляется к праотцам прямо из двора церквушки, построенной на его же деньги, — ему на голову падает огромный колокол. После похорон две его жены и дети выясняют, что все российские счета Верхоланцева арестованы, и что-то вывести можно только из швейцарского — правда, для этого необходим 16-значный код. Склочная семейка подозревает, что он может быть известен Алене Неверовой (Анна Михалкова) — дочери олигарха от первого брака, служащей специалисткой по воспитательной работе с заключенными в экспериментальной колонии легкого режима. Алена убеждена, что все преступники — это недолюбленные и недовоспитанные когда-то дети. А потому именно к внутреннему ребенку и нужно аппелировать при работе с осужденными — с помощью творчества, игр, сказок и прочего интерактива. Верхоланцевы приезжают к ней в деревню и сжигают ее дом в попытках отыскать заветный код, однако вместо денег получают шанс испытать воспитательные методы родственницы на собственной шкуре.
«Исправление и наказание» — в хорошем смысле «народная» комедия, почерк Анны Пармас («Давай разведемся!», «Осторожно, модерн!») опознается с первых же секунд: Михалкова в главной роли, непростые проблемы простых людей, задорный саундтрек с натужной духовой секцией (привет группе «Ленинград»). Чаще всего это умопомрачительно смешно — главным образом благодаря поразительной смеси наивности, идеализма и человечности героини Михалковой, которая снова совершает что-то невозможное и награждает почти карикатурный образ пронзительной глубиной. Однако главной удачей «Исправления и наказания» хочется назвать изящное маневрирование Пармас (жюри фестиваля наградило ее за режиссуру), которая сумела снять шоу про сотрудницу ФСИН без намека на охранительство. Тюрьма здесь не нарисована райским местом с подозрительно высокими стенами, а силовики не оказываются лучшими из людей; напротив, Алена Неверова до того контрастирует с окружающей ее действительностью, что сериал, кажется, вот-вот обернется социально-политической сатирой. Этого, разумеется, не произойдет, однако «Исправление и наказание» и без того, вполне вероятно, станет лучшей русскоязычной телекомедией в следующем году.
«Мне плевать, кто вы»
Где и когда выйдет: на канале ТВ-3 — неизвестно
Ирина Владимировна вроде бы души не чает в сыне Жене (Денис Власенко), однако ее опека удушающе чрезмерна: отношения до того натянуты, что приходится посещать семейного психолога. На одном из приемов специалистка предлагает женщине приступить к процессу сепарации с ребенком. У Ирины Владимировны как раз есть вторая квартира, которая сейчас сдается туристам, куда Женя мог бы переехать, — а там, глядишь, наладится какая-то социальная жизнь, поскольку одна из двух комнат по-прежнему будет выставлена под посуточную аренду. На новом месте Женя тут же знакомится с соседской девушкой Дашей (Варвара Феофанова), которая использует квартиру Ирины Владимировны как площадку для закладок. Между героями завязывается подобие дружбы, и вместе они принимаются помогать постоянно меняющимся сожителям Жени — одним спасают брак, другим помогают родить, кого-то спасают от самоубийства.
«Мне плевать, кто вы» — до невозможного милый ромком, нечаянно выполненный в духе «Сексуального просвещения» (оно же «Половое воспитание») от Netflix. Причастные говорят, что отталкивались от совсем других вещей, однако даже центральный дуэт здесь будто срисован с Отиса и Мэйв: неловкий и застенчивый юноша (привычное и в скором будущем приевшееся амплуа артиста Власенко) и оторва-бунтарка, в сущности очередная «маниакальная девушка-мечта». Последнее оправдывается, впрочем, тем, что на фильмах с этим тропом выросла уже как минимум пара поколений девочек, которые в действительности выглядят и ведут себя именно так. Кроме того, «Мне плевать, кто вы», как и «Самое безопасное место», — проект двух женщин (шоураннерка Оксана Мафагел и стендаперка Елизавета-Варвара Аранова), что тоже имеет свой отпечаток: Даша — столь же полноправная и объемная фигура в здешней истории, как и Женя. Помимо прелестной пары Власенко и Феофановой, шоу Мафагел и Арановой обвораживает и умиляет предметным миром, который без конца тянет пощупать (будущих зрителей-зумеров обязаны покорить отреставрированные и вылизанные советские интерьеры и обстановка). В отличие от двух других сериалов из этого материала, «Мне плевать, кто вы» предполагает дальнейшее развитие скорее в вертикальной форме, нежели в горизонтальной (иными словами, вряд ли тут намечен обстоятельный магистральный сюжет), поэтому нельзя сказать, что после премьерного эпизода не терпится выяснить, что именно произойдет с героями дальше. Однако съезжать из их уютной квартирки совершенно не хочется.