Шон, он же Шан-Чи (малоизвестный артист Симу Лю) припеваючи живет в Нью-Йорке, на пару с подругой Кэти (Аквафина) работает парковщиком в люксовом отеле, вечера коротает в компании немногочисленных друзей, а ночи — в караоке. Так продолжается, пока на Шан-Чи не нападают люди его отца, того самого могущественного Мандарина (завсегдатай картин Вонг Карвая Тони Люн), лидера таинственной организации «Десять колец» — в этот раз настоящего, а не как в третьем «Железном человеке». Тогда Шан-Чи заручается поддержкой сестры Сялин (выдающаяся дебютантка Мэнъэр Чжан), чтобы дать отцу отпор и не позволить ему уничтожить то немногое, что осталось от их семейного прошлого.
«Шан-Чи и легенда десяти колец» — первый фильм Marvel с протагонистом азиатского происхождения, снятый режиссером азиатского происхождения и с преимущественно азиатским кастом. Вещь важная и эпохальная, но есть нюанс: это будто бы один из драфтов «Черной пантеры», переписанный «на китайский лад». Ключевая локация — изолированный раек, с которым герой кровно связан и который ему предстоит защитить от вероломного вторжения собственного сородича. В иной ситуации такой ход не вызывал бы вопросов — гигантская франшиза, понятное дело, лучше идти по накатанной и минимизировать риски. Но здесь выходит странно: будто бы в Marvel сформулировали тактику успешной «расовой» супергероики — и теперь ее придерживаются.
Также есть подозрение, что фильмы студии собирают по принципу экзаменационного теста с одним вариантом ответа: либо репрезентация расовых, скажем, меньшинств, либо феминизм; хорошего понемножку. И если в качестве комплимента китайской культуре и кинематографу картина более чем успешна (до той степени, что, пожалуй, даст фору симпатичному игровому ремейку «Мулан»), то с женскими персонажами дела в ней обстоят скверно.
По какой-то причине здешние героини склонны ставить крест на собственной жизни ради мужчин — ради того только, чтобы в итоге умереть и превратиться в мужскую, опять же, мотивацию (как в случае с матерью Шан-Чи). Или всю дорогу служить плоским комик-релифом (как в случае с его подругой Кэти).
Режиссер Дестин Дэниел Креттон говорит, что подписался на проект, поскольку хотел подарить своему сыну экранного супергероя, на которого можно равняться — и которого не было в его собственном детстве. Жаль, что у постановщика нет дочери (ну или не было до начала съемок; второму ребенку Креттона сейчас около года, но его или ее пол нигде не упоминается), которой можно было бы сделать такой же подарок.
В итоге самой привлекательной ролевой моделью для девочек в картине оказывается сестра главного героя Сялин, однако к финалу она остается почти что у разбитого корыта (хотя в одной из сцен после титров нас пытаются убедить в обратном): волшебными кольцами с ней не делятся, в тусовку Мстителей тоже не зовут. Раз уж на то пошло, на данном этапе было бы куда интереснее увидеть ленту как раз про Сялин — но это, видимо, уже после окончательного наступления «Нового этического рейха», анонсированного Константином Богомоловым.
При всех имеющихся проблемах «Шан-Чи», впрочем, не хочется ругать на чем свет стоит: фильм бывает чудовищно красив, здесь обомлеют и фанаты «Мортал Комбат» (от хореографии некоторых боевых сцен захватывает дух), и поклонники картин Хаяо Миядзаки (дракон!). Еще картина на удивление точна и пронзительна, когда дело касается семейных травм (ощущается некоторая преемственность с «Черной вдовой»); если у вас имеются неразрешенные вопросы с отцом, лучше прихватить с собой платочек. Кроме того, «Легенда десяти колец» относится к числу тех «марвеловских» аттракционов, что не тянет урезать минимум на полчаса, а это уже дорогого стоит; да и в конце концов — какое плохое кино может быть с Мишель Йео и Тони Люном.