Добродушный Парень (Райан Рейнольдс) — простой банковский служащий из мегаполиса Фри-сити, чьи обитатели делятся на две категории. Одни ведут тихую жизнь, где каждый день неотличим от предыдущего: те же действия, те же фразы. Другие (их можно распознать по темным очкам и яркому гардеробу) творят, что заблагорассудится: грабят банки и магазины, разъезжают на танках, палят из всех орудий, взрывают все подряд и так далее.
Секрет в том, что Фри-сити — это гигантская (и единственная) локация в одноименной онлайн-видеоигре, которую создал эксцентричный геймдизайнер Антуан (Тайка Вайтити). Люди вроде Парня — это местные NPC, неигровые персонажи, служащие массовкой и не обладающие собственной волей. Однако все меняется, когда Парень встречает посреди Фри-сити девушку Милли (Джоди Комер из «Убивая Еву»), влюбляется в нее — и начинает действовать вопреки своему скрипту. Чтобы завоевать расположение дамы сердца, герой решает присоединиться к ее квесту по поиску видеоролика, который докажет, что Антуан украл разработки Милли и ее бывшего партнера Кейса (Джо Кири из «Очень странных дел») — и построил «Free City» на основе чужого труда. Времени, впрочем, в обрез: близится запуск сиквела, и вместе с ним все серверы оригинальной «Free City» отключат навсегда.
Один из сценаристов «Главного героя» Зак Пенн за 30-летнюю карьеру успел поработать над экранизациями комиксов Marvel (от вторых «Людей Икс» до первых «Мстителей») и всяким непотребством вроде «Инспектора Гаджета». Но затем, кажется, окончательно нашел себя, решив объединить страсть к кино и геймингу. Сперва он снял документалку «Atari: конец игры» о провале игры по «Инопланетянину» Стивена Спилберга, потом — уже под началом самого Спилберга — шлифовал сценарий «Первому игроку приготовиться». «Главный герой» продолжает этот роман с джойстиком и вместе с тем возвращает Пенна к истокам: в 90-е кинематографист начинал с метакомедии «Последний киногерой». Там подросток оказывался внутри боевика с Арнольдом Шварценеггером, а последний осознавал себя персонажем приключенческого экшена.
Словом, все новое — хорошо забытое старое, однако из поговорок тут будет актуальнее «Два часа собирается, два часа умывается, час притирается, сутки одевается»: режиссер Шон Леви (его «Ночь в музее» тоже, в общем, про ожившее неживое) впервые прочитал сценарий «Героя» еще лет пять назад, но поначалу не рассмотрел в нем бриллианта. Спустя время постановщик познакомился с Райаном Рейнольдсом, и тот вдруг загорелся проектом. Тогда дело закипело: по словам актера, он не был так вовлечен в работу над лентой со своим участием со времен «Дэдпула».
Впрочем, не тут-то было: студию 20th Century Fox стала прибирать к рукам Disney, все снова оказалось на паузе. Съемки начались только через пару месяцев после завершения сделки (зато теперь лента пестрит россыпью остроумных отсылок к «диснеевским» франшизам). Под занавес торжества случился коронавирус — и релиз фильма перенесли еще на год с хвостиком.
Так непрошенные проволочки случайно выстроились в еще одну поговорку — семь раз отмерь. За прошедшее время истории про оживший искусственный разум, затеявший революцию, вернулись в повестку масскульта (сериал «Мир Дикого Запада», игра «Детройт: Стать человеком»), а онлайн-мясорубки вроде «PlayerUnknown's Battlegrounds» и «Fortnite» («Free City», к слову, содержательно больше напоминает «Grand Theft Auto Online») ненадолго стали чуть ли не основным медиумом в энтертейнмент-индустрии.
В результате у «Главного героя» все как-то подозрительно хорошо складывается. Это кино про видеоигры, где, о боги, не тошнит от видеоигровых элементов — не подворачивается даже повода для ироничного кринжа (привет третьим «Детям шпионов»). Во всем чувствуется рука увлекающихся и сочувствующих людей — вплоть до Ченнинга Тейтума, танцующего флосс, и вставок с ютьюберами, которые в кои-то веки похожи на всамделишные ютьюбовские ролики (Тимур Бекмамбетов со своим скринлайфом должен обронить пару отеческих слез).
Привычно добродушничающему (под конец фильм совсем уж превращается в кисель, ну да бог с ним) Леви в режиссерском кресле противостоит фирменно полоумничающий Рейнольдс в продюсерском; теперь особенно интересно, сколько артисту будет позволено в следующем «Дэдпуле». Вопреки клейму Disney, предполагающему семейную скромность, лента умудряется заразить легким экзистенциальным кризисом (от Парня, словно залипшего на той самой интонации «А большего мне и не надо», порой становится жутковато) и помахать перед носом сенсуализмом для младших классов (звучит что-то вроде противоречащего Декарту: «Я чувствую, следовательно, я существую»).
Говоря проще, «Главный герой» способен удивить — это достаточно редкое свойство для крупного студийного проекта с рейтингом PG-13. Не хватает здесь, пожалуй, одного: чтобы Вайтити, чей неповторимый говор безбожно убивается в дубляже, хоть разок поинтересовался, где у него кнопка. Раз уж Marvel и Lucasfilm у Disney уже в кармане, отчего бы не купить Одесскую киностудию.