Второй год Первой мировой войны. Ученая Лили Хоутон (Эмили Блант), которую не признает лондонское научное сообщество, берет в охапку младшего брата Макгрегора (комик Джек Уайтхолл) и отправляется в джунгли Амазонки, чтобы отыскать магическое Древо жизни, — по убеждению девушки, оно может совершить медицинскую революцию, а также избавить человечество от многих болезней. Для сплавления по реке герои нанимают капитана экскурсионного судна Фрэнка «Шкипера» (Дуэйн Джонсон) — пройдоху и шарлатана, разводящего туристов дешевыми спецэффектами, однако знающего Амазонку вдоль и поперек. В опасном приключении с троицей соперничает экспедиция немецкого принца Йоакима (Джесси Племонс), который мечтает о победе в войне и последующем мировом господстве, а также про́клятые конкистадоры, запертые здесь почти 400 лет назад.
«Круиз по джунглям» — очередная экранизация «диснейлендовского» аттракциона (созданного, в свою очередь, под впечатлением от «Африканской королевы» с Хамфри Богартом и Кэтрин Хепберн): раз в несколько лет корпорация пытается провернуть трюк, когда-то сработавший с «Пиратами Карибского моря», теперь достается Амазонке начала XX века. Картина выходит, кажется, как нельзя кстати для компании: после простоя тематических парков, закрытых в том году из-за пандемии, не помешает лишний раз напомнить про волшебное место, где можно оставить все свои деньги.
Выбор материала, впрочем, несколько спорный: Disney буквально лишь в этом году начала избавлять оригинальный аттракцион от колониальных и расистских элементов. Проблема же фильма в том, что он возвращает на экраны слегка подзабытую приключенческую романтику, воспитанную литературой XIX века, в которую колониализм и расизм вплетены на молекулярном уровне. В компании, судя по всему, осознают проблему, но не до конца: аттракционовский торговец Сэм здесь, например, стал торговкой Сэм — главой племени, живущего в кроне гигантского древа, раскинувшегося над рекой. И пускай его представители не изображены стереотипными кровожадными людоедами, они все-таки остаются стереотипными обаятельными несмышленышами, которых просвященный белый человек обучает игре в гольф (а в сюжете выполняют, разумеется, функцию пушечного мяса). Местный злодей также не сумел избежать этой участи: Джесси Племонс довольно стыдно изображает карикатурного немецкого вояку, то и дело норовящего затянуть какую-нибудь военную песенку (нацисты из первого «Индианы Джонса» теперь воспринимаются менее комично).
В той же слегка ленивой манере картина пытается плыть по феминистскому течению и выводит на первый план героиню Эмили Блант, наделяя ее чертами, характерными для мужских персонажей в жанре (получается некоторая смесь Рэйчел Вайс и Брендана Фрейзера из «Мумии»). Однако в результате весь эмпауэрмент ограничивается регулярными напоминаниями, что Лили носит штаны вместо платья. А ближе к финалу торжественно рушится под натиском совершенно ненужной романтической линии (благодаря полному отсутствию таковой, скажем, сильно выигрывала недавняя «Круэлла»). В этом свете уже совсем неудивительно выглядит традиционный «диснеевский» квирбейтинг: манерный модник-брат в исполнении Уайтхолла, конечно, оказывается геем, однако эта тема исчерпывается одним-единственным диалогом с неловкими эвфемизмами и парой крайне сомнительных шуток (от последних создается ощущение, будто сценарную комнату ненадолго захватили резиденты Comedy Club).
Вообще — лень словно стала определяющим фактором при производстве «Круиза по джунглям». Про́клятые конкистадоры функционируют по схеме, полностью заимствованной из тех же «Пиратов Карибского моря»; посади их на корабль — станут обитателями «Летучего голландца». Дважды звучит инструментальный кавер на «Nothing Else Matters» (мы-то думали, что Disney достигли апогея в «Черной вдове», где на титрах ставили погребальную перепевку «Smells Like Teen Spirit», но нет). И это наносит свой отпечаток: из ленты постепенно исчезает романтический азарт и возбуждение от соприкосновения с неизведанным, поскольку на самом деле ничего неизведанного тут нет; это даже не «Копи царя Соломона», а копии. Так что скучающим по колониальной романтике, пожалуй, лучше вернуться к старым хитам — проблемным, однако честно справляющимся со своими обязанностями.