— В чем основная мораль вашей новой картины «Время»?
— Полагаю, мораль — в наших взаимоотношениях со временем, которое так пугает нас всех. Мои герои пытаются совладать со временем и покинуть пляж, где столь быстро взрослеют и стареют. Но там также есть ряд персонажей, которые оставляют эти попытки, начинают жить моментом, здесь и сейчас. И в итоге обретают душевное спокойствие — в отличие от остальных героев, которые плохо кончают.
— «Время» — один из первых фильмов, снятых после начала пандемии коронавируса. Сложно ли вам было создавать картину в подобных условиях? И чем вообще отличается процесс создания фильмов до пандемии и после ее начала?
— Съемки во время пандемии включают в себе множество факторов — это и тесты, и страхи, и невозможность покинуть отель, оставив все, что успел создать. В этой ситуации особенно пугает рост заболеваемости, ты не знаешь, что происходит. На тот момент, когда мы делали фильм, ни у кого не было вакцины, все были напуганы — это создавало чувство напряженности и клаустрофобии.
Я не до конца представляю, какой будет жизнь после всех этих событий, по крайней мере, в ближайшем будущем, каким именно будет производство фильмов. Но, конечно, пандемия сильно повлияла на нас. И лично на меня — в положительном ключе. Поскольку мы стали больше ценить друг друга во время съемок. Мы чувствовали себя такими счастливыми, когда нам удавалось выходить на съемки каждый день.
— Фильм «Время» — о том, как быстро мы вырастаем и стареем. А вы сами боитесь старости?
— Я думаю, что каждый этого боится, не так ли? Мы боимся, что эти изменения произойдут очень быстро. Смотрим на семью, как стареют родители. Пожалуй, это основная причина.
Порой взгляну на своих детей и диву даюсь: «Вау! Они изменились. Они выглядят потрясающе. Уже взрослые». Это удивительная сторона времени. Но когда я смотрю на своих родителей, начинаю беспокоиться о том, сколько времени им осталось. Собственно, именно об этом мой новый фильм.
— В прошлом году вам исполнилось 50 лет. На ваш собственный взгляд, в чем разница между 30-летним и 50-летним Шьямаланом? Сильно ли вы изменились как режиссер и человек?
— Когда мне было 30 лет, я только закончил работу над «Неуязвимым». Тогда меня интересовало само кино. В частности, ирландский и английский независимый кинематограф. В нем я искал вдохновение, старался следовать за работами режиссеров, привносить разные элементы оттуда.
Странным образом сегодня я ощущаю себя ближе к себе же тридцатилетнему, нежели к тому человеку, которым я был 10 лет назад. Сейчас мне снова хочется больше рисковать и ставить во главу угла само искусство, думая, что именно ради искусства зрители приходят на тот или иной фильм.
***
По сюжету «Времени», нового фильма Шьямалана, несколько семей отправляются на обычный с виду пляж, однако вскоре понимают, что время там течет куда быстрее привычного: примерно за двое суток здесь можно превратиться из ребенка в старика. При этом и выбраться оттуда практически невозможно.
Роли в ленте исполнили Гаэль Гарсиа Берналь, Вики Крипс, Руфус Сьюэлл, Кен Люн, Никки Амука-Берд, Эбби Ли, Аарон Пьер, Алекс Вулф, Эмбет Дэвидц и другие. Шьямалан выступил режиссером проекта, а также адаптировал сценарий. В основу картины лег графический роман «Замок из песка» Пьера Оскара Леви и Фредерика Петерса.
Подробнее о мистическом триллере читайте в рецензии «Газеты.Ru».